- Рассматривая перспективу
- Время параллельной действительности
- Вот и наступило будущее
- В ожидании будущего
- Фестивальная осень - 2019
- От фестиваля к фестивалю в ожидании новой книги
- Третий международный кинофестиваль в Майкопе
- IX Международный молодежный кинофестиваль «Свет миру»
- Кинофестиваль "Белые ночи"
- 41 Московский Международный кинофестиваль
- Фестиваль экранной культуры «Человеческое кино» в Новосибирске
- Московский Форум культуры
- Международный кинофестиваль "SENSUS"
- Кинофестиваль «Встречи на Вятке — 2019»
- Сто дорог
- III Международный кинофестиваль «Альтернативная Территория Кино»
- 3-й Карельский международный фестиваль фильмов для молодёжи
- VII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ
- ЭФиР 74
- Фестиваль "Фундук" в Орехово
- "Человек труда" Екатеринбург
- Второй международный кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова
- "СТАЛКЕР"
- Первый международный кинофестиваль стран Арктики
- Открытие 3-го международного кинофестиваля имени Саввы Морозова
- 11-ый кинофестиваль "Вече" в Великом Новгороде
- Встреча с читателями в рамках 23-го кинофестиваля "Литература и кино"
Дмитрий ЕЛИСЕЕВ
СЛЕДОВАТЕЛЬ МЕРТВЫХ
(отрывок из сценария)
1. НАТ. САД. БАНЯ. ЛЕТО. ДЕНЬ
ТИТРЫ
Россия. Конец XIX-го века.
По саду прогуливаются МАЛЬЧИК и ДЕВОЧКА. Им примерно по 12 лет. По одежде видно, что ДЕТИ принадлежат к состоятельным кругам общества. Они видят перед собой покосившуюся деревенскую баню.
МАЛЬЧИК
Пойдем, посмотрим.
Они подходят ближе. Дверь в баню открыта.
МАЛЬЧИК
Зайдем?
Они заглядывают внутрь.
ДЕВОЧКА
Страшно. Говорят, что там живет Банник. Это такой черт. И это все потому, что в банях нет икон.
МАЛЬЧИК
А в домах живет Домовой, хотя иконы там есть. Да это все детские сказки! Ну что, посмотрим на твоего Банника?
ДЕТИ заходят в баню.
2. ИНТ. БАНЯ. ЛЕТО. ДЕНЬ
ДЕТИ проходят предбанник и заходят в парную. Там стоит огромный чан с водой. Время от времени откуда-то сверху в него капает вода. Слышно как хлопнула, закрываясь, входная дверь в баню. Из чана начинает подниматься сотканная из воды человеческая фигура.
3. ИНТ. БАНЯ. ПРЕДБАННИК. ЛЕТО. ДЕНЬ
ДЕТИ выбегают из парилки в предбанник, закрывают за собой дверь в парилку и пытаются открыть входную дверь. Та не поддается.
ДЕВОЧКА
Не открывается!
Слышно, как в парилке кто-то, шлепая, направляется к двери в предбанник. В последний момент МАЛЬЧИК успевает схватить лавку и упереть ее одним концом в дверь парилки, другим концом под углом в противоположную стену. Кто-то с той стороны толкает дверь, а потом со страшной силой начинает стучать в нее.
МАЛЬЧИК
Окно!
В стене предбанника находится маленькое окошко из двух створок. МАЛЬЧИК пытается открыть его, оно не открывается. Тогда он что есть силы бьет в него ногой. Створки окна распахиваются. МАЛЬЧИК пролезает через оконное отверстие.
4. НАТ. САД. БАНЯ. ЛЕТО. ДЕНЬ
МАЛЬЧИК выбирается из бани.
МАЛЬЧИК
Быстрее!
МАЛЬЧИК помогает ДЕВОЧКЕ выбраться через окно, подхватывает её, и они оба падают на траву.
Едва ДЕТИ оказываются на траве, как удары в бане стихают. ДЕТИ сидят на траве и смотрят на баню. Ярко светит солнце, поют птицы, летают насекомые — явный контраст с ужасами полутемной бани.
ДЕВОЧКА
Спаслись!
МАЛЬЧИК
Больше я в эти бани ни ногой!
ДЕВОЧКА
Что, мыться не будешь?
МАЛЬЧИК
У нас в городе хорошая ванная и без всяких кошмаров.
ДЕВОЧКА
У нас тоже. Ой, опять платье порвала!
ДЕТИ смотрят друг на друга и начинают хохотать.
5. НАТ. ГОРОД. РЕКА. МОСТ. ЛЕТО. ДЕНЬ
ТИТРЫ
Через 10 лет.
Петербург. На мосту через Екатерининский канал стоят ЛИЗА и НИКОЛАЙ ЛУГИН. Они смотрят на свое отражение в воде.
ЛУГИН
А ведь я любил тебя.
ЛИЗА
Я, конечно, очень польщена. Но почему в прошедшем времени?
ЛУГИН
В какой-то момент я понял, что просто обязан был влюбиться в тебя. И как отрезало! И вообще, любовь — это иллюзия, внушенная нам воспитанием.
ЛИЗА
И какие еще иллюзии тебе удалось обнаружить?
ЛУГИН
Ну, что, якобы, жизнь — это дар, за который мы обязаны кого-то благодарить. И, наверное, это главный вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы её прожить? Не случайно у нас на Руси про умершего человека говорят: «Отмучился»! Представь себе: две черные бездны, две бесконечности — это время до нашего рождения, и после смерти. И между ними крохотный проблеск сознания. И как мы проводим эту нашу единственную жизнь. Все наши поступки, мысли, чувства навязаны нам обществом, в котором мы живем. И при этом мы маемся от скуки и в конце чувствуем себя обманутыми.
ЛИЗА
Но при таком взгляде и наша жизнь, и наши поступки не имеют никакого значения.
ЛУГИН
Они и не имеют. И если бы был выбор, я бы предпочел не родиться. Но выбора нет…
ЛИЗА
Тогда все очень просто.
ЛИЗА приставляет указательный палец к виску на манер пистолета.
ЛИЗА
Раз, и всё!
ЛУГИН
Умереть и не родится — не одно и то же.
ЛИЗА обводит рукой панораму Петербурга.
ЛИЗА
Тогда воспринимай все это как приключение!
ЛУГИН
Хорошее приключение! Я родился, и за меня тут всё уже решено!
ЛИЗА
И при таких мыслях ты не нашел ничего другого, как стать полицейским?!
ЛУГИН
Ты же знаешь — наша семья разорилась. А как в нашей стране можно защититься от произвола властей?! Надо самому стать представителем этой самой власти. К тому же тот, кто защищает закон, лучше всех знает, как его можно нарушить в случае необходимости.
ЛИЗА
(смеясь)
Ты страшный человек!
ЛУГИН
Да что ты?! Если меня не трогать, я и мухи не обижу!
ЛУГИН и ЛИЗА смеются.
6. НАТ. ГОРОД. УЛИЦА. ЛЕТО. ДЕНЬ
ЛУГИН и АРИСТОВ идут по улице. Перед ними останавливается ПРОСТИТУТКА.
ПРОСТИТУТКА
Мужчины не желают отдохнуть?!
ЛУГИН
В другой раз, сестрёнка.
ЛУГИН и АРИСТОВ обходят ПРОСТИТУТКУ и идут дальше.
АРИСТОВ
Ты всегда с ними столь ласков?
ЛУГИН
Почти. Где ты раскопал эту старую ведьму?
АРИСТОВ
(посмеиваясь)
Дальняя родственница.
ФЛЕШБЭК
Крупным планом лицо пожилой женщины. Это ведьма.
ВЕДЬМА
Найди могилу человека с такими способностями или талантом, которыми тебе хотелось бы обладать. Возьми с собой нож и иди после полуночи на эту могилу. На могиле надо порезать руку до крови и намазать ею лезвие ножа. После чего надо воткнуть нож в изголовье могильного холмика и сказать: «Возьми мою кровь и отдай мне то, что было у тебя и нет у меня!» После чего надо выдернуть нож и быстро уходить с кладбища. Оглядываться нельзя, кто бы тебя ни звал, и о чем бы не просил. И совсем скоро проявятся у тебя таланты покойного.
ЛУГИН
Она сказала: «Оглядываться нельзя, кто бы тебя ни звал, и о чем бы не просил». Что она имела в виду?
АРИСТОВ
Ты меня спрашиваешь? Я ночью по кладбищам не гуляю.
ЛУГИН резко останавливается. Останавливается и АРИСТОВ.
ЛУГИН
Тут неподалеку лежит Федор Михайлович. Значит, если я проведу этот ритуал на его могиле, то начну писать как Достоевский?
АРИСТОВ
(смеясь)
Ах, вот, значит, как! Сразу по-крупному! И правда, чего мелочиться? Мне, признаюсь, такое даже в голову не приходило.
ЛУГИН
Как ты думаешь, получится?
АРИСТОВ
Кто ж знает? Как говорится, все только экспериментальным путем.
ЛУГИН и АРИСТОВ снова идут по улице.
ЛУГИН
Меня всегда интересовало, как возникают подобные ритуалы? Кому такое приходит в голову?
АРИСТОВ
Насчет происхождения таких ритуалов я тебе ничего не скажу, а вот где они в большинстве своем собраны, я знаю. Есть такая книга: «Старинная Библия». Другое название: «Книга Петра Могилы или Черная магия». Очень редкая книга. Еще московские цари пытались её уничтожить. В некоторых семьях она хранится как самая большая реликвия.
7. НАТ. ГОРОД. УЛИЦА. ТРАКТИР. ЛЕТО. ДЕНЬ
ЛУГИН и АРИСТОВ останавливаются у двери под вывеской: «ТРАКТИРЪ».
ЛУГИН
Зайдем к Путилину?
АРИСТОВ
Думаешь, он здесь?
ЛУГИН
Как вышел в отставку, он все время здесь.
АРИСТОВ
(усмехаясь)
Сидит и рассказывает страшные истории всякому отребью?
ЛУГИН
А что ты хочешь? Человек сорок лет прослужил в полиции. Представляешь, сколько он всего повидал?
АРИСТОВ
Представляю.
ЛУГИН
Зайдешь?
АРИСТОВ
Нет. Я после его историй сплю плохо. Наверное, я очень впечатлительный.
Они прощаются, ЛУГИН берется за ручку двери.
8. ИНТ. ТРАКТИР. ЛЕТО. ДЕНЬ
Трактир средней руки. Большой зал, заставленный столами. ПУТИЛИН со своими СОБУТЫЛЬНИКАМИ располагаются за самым дальним от входа столом. СОБУТЫЛЬНИКИ ПУТИЛИНА — люди уже немного опустившиеся.
ПУТИЛИН
Знаете дом на углу? Его еще называют дом купца Караваева?
ФЛЕШБЭК
Показан дом на пересечении двух петербургских улиц.
СОБУТЫЛЬНИКИ кивают.
ПУТИЛИН
Десяток лет назад в нем произошел жуткий случай. В квартире на втором этаже жили двое братьев. У младшего из братьев была невеста. Не знаю, что у них там произошло, но в итоге старший брат выгнал младшего из дома, и сам женился на его невесте. Через пару лет младший брат умирает. На похоронах с женщиной случилась истерика. Она вдруг осознала, что все время любила младшего брата.
9. НАТ. КЛАДБИЩЕ. МОГИЛА. ОСЕНЬ. ДЕНЬ
Гроб опускают в могилу. МУЖ и еще один МУЖЧИНА держат ЖЕНЩИНУ за руки. Она рыдает и пытается вырваться.
10. ИНТ. КОМНАТА
ЖЕНЩИНА лежит на кровати и что-то выговаривает своему МУЖУ, который стоит рядом.
ПУТИЛИН
(за кадром)
После чего она стала упрекать мужа в смерти младшего брата, в том, что он разлучил их.
11. ИНТ. ТРАКТИР. ЛЕТО. ДЕНЬ
ПУТИЛИН сидит за столом со своими СОБУТЫЛЬНИКАМИ.
ПУТИЛИН
Так продолжалось день за днем, месяц за месяцем, год за годом. Наконец, муж не выдержал.
12. ИНТ. ДВОРНИЦКАЯ
МУЖ заходит в дворницкую. Сам дворник отсутствует. МУЖ берет лопату.
МУЖ
Я вас разлучил, я вас и соединю.
13. НАТ. УЛИЦА. КЛАДБИЩЕ. ОСЕНЬ. НОЧЬ
МУЖ подходит к ограде кладбища, перекидывает через нее лопату, и сам перелезает через ограду.
14. НАТ. КЛАДБИЩЕ. МОГИЛА. ОСЕНЬ. НОЧЬ
МУЖ раскапывает могилу своего младшего брата и вскрывает гроб.
15. НАТ. КЛАДБИЩЕ. УЛИЦА. ОСЕНЬ. НОЧЬ
Держа на плече мумию брата, МУЖ подходит к ограде кладбища. Он перебрасывает мумию через ограду, затем сам перелезает через нее. Берет мумию на плечо и идет по улице.
16. ИНТ. КОМНАТА. НОЧЬ
Комната освещается огарком свечи. ЖЕНЩИНА спит.
МУЖ, держа на плече мумию, заходит в комнату. ЖЕНЩИНА просыпается. И тут он бросает мумию прямо на нее.
17. НАТ. ГОРОД. УЛИЦА. ДОМ. ОСЕНЬ. НОЧЬ
Дом на пересечении двух петербургских улиц. Раздается истошный женский крик.
18. ИНТ. ЛЕСТНИЦА
ПОЛИЦЕЙСКИЕ, топая сапогами, поднимаются по лестнице.