- Рассматривая перспективу
- Время параллельной действительности
- Вот и наступило будущее
- В ожидании будущего
- Фестивальная осень - 2019
- От фестиваля к фестивалю в ожидании новой книги
- Третий международный кинофестиваль в Майкопе
- IX Международный молодежный кинофестиваль «Свет миру»
- Кинофестиваль "Белые ночи"
- 41 Московский Международный кинофестиваль
- Фестиваль экранной культуры «Человеческое кино» в Новосибирске
- Московский Форум культуры
- Международный кинофестиваль "SENSUS"
- Кинофестиваль «Встречи на Вятке — 2019»
- Сто дорог
- III Международный кинофестиваль «Альтернативная Территория Кино»
- 3-й Карельский международный фестиваль фильмов для молодёжи
- VII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ
- ЭФиР 74
- Фестиваль "Фундук" в Орехово
- "Человек труда" Екатеринбург
- Второй международный кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова
- "СТАЛКЕР"
- Первый международный кинофестиваль стран Арктики
- Открытие 3-го международного кинофестиваля имени Саввы Морозова
- 11-ый кинофестиваль "Вече" в Великом Новгороде
- Встреча с читателями в рамках 23-го кинофестиваля "Литература и кино"
Алексей ШЕНГЕР
ПРИКАЗАНО БЫТЬ СМЕЛЫМ
(отрывок из сценария)
ТЕМНЫЙ ЭКРАН.
Звук едущего по городу автобуса.
ТИТРЫ
КРАСНОДАР. 27 АПРЕЛЯ 1974 ГОДА.
1. НАТ. САЛОН АВТОБУСА
Крупно георгиевская ленточка ордена Славы третьей степени. План становится средним. Мужчина, на пиджаке которого видны еще два ордена и медали, стоит. Жарко. Большинство пассажиров в рубашках, только двое из них в костюмах. Один с наградами и другой, мужчина лет пятидесяти, солидный, стоящий недалеко от первого. Одна из сидящих пассажирок глядит на пожилых мужчин, встает и уступает место тому, который с наградами, при этом случайно задевает второго. Тот оборачивается и видит у соседа георгиевскую ленту ордена. Глаза пассажира становятся задумчивыми. Автобус дергается, взгляд мужчины делается равнодушным, и он отворачивается. Автобус выезжает на площадь перед аэровокзалом, делает круг по площади и останавливается. Из него выходят люди. Кто-то сразу проходит в здание аэровокзала, кто-то к маленькому базарчику на площади, где продаются цветы, зелень, молодая редиска. Лицо выходящего из автобуса пожилого пассажира без наград — АЛЕКСЕЯ ОСИПОВИЧА КОЖУРЫ. Он смотрит на часы и неспешно проходит влево от здания, где находится павильон с надписью «ПРИБЫТИЕ». За заборчиком около павильона видны стоящие, взлетающие и садящиеся самолеты. Постояв и посмотрев на самолеты, Алексей Осипович подходит к ДЕЖУРНОЙ.
АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ
Скажите, по линии прибытия самолета борт семьдесят пять пятьсот пятьдесят девять в аэропорт прибытия дела обстоят благополучно?
ДЕЖУРНАЯ
(окинув его грозным взглядом)
Мужчина! Спросил чего?
АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ
Разъясняю материал. Самолет из Ленинграда будет по расписанию?
ДЕЖУРНАЯ
Задерживается по техническим причинам.
АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ
И сколько ждать?
ДЕЖУРНАЯ
Пока ожидается в прибытии через час.
АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ
Доклад принял.
АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ, довольный собой и разговором, отходит от дежурной, проходит в здание аэровокзала.
2. ИНТ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ АЭРОПОРТА
Войдя в зал ожидания, АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ видит своего приятеля, диспетчера аэропорта ПЕТРОВИЧА. Тот, заметив Алексея Осиповича, подходит к нему.
АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ
(здороваясь за руку)
Привет, Петрович!
ПЕТРОВИЧ
Здорово! Хорошо, что я тебя встретил.
АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ
В чем нужда? Чем помочь?
ПЕТРОВИЧ
Да у супруги день рождения на носу. Попроси контрамарочку у своей Татьяны, э, Татьяны Сергеевны на ее спектакль.
АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ
Сделаем.
ПЕТРОВИЧ
Спасибо. А ты чего здесь? Билет куда хочешь взять или встречаешь кого?
АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ
Нужных людей встречаю.
ПЕТРОВИЧ
Что, комиссия какая из Москвы?
АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ
Друзья — самые нужные люди в жизни. Друзей встречаю. На все праздники летят. Достоверно можно сказать, с войны не видел.
ПЕТРОВИЧ
Откуда летят?
АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ
Из Ленинграда.
ПЕТРОВИЧ
Это рейс, который через Запорожье?
АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ
Ну да. Говорят, задерживается. Ты по своим каналам не знаешь, надолго ли?
ПЕТРОВИЧ
(неожиданно заторопился).
Не знаю. Ладно, пока. Наверно, скоро объявят, мне бежать надо, заходи.
АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ ищет свободное место в зале ожидания, садится. По радио звучит объявление:
— Внимание! Граждане, встречающие самолет, следующий рейсом Ленинград — Запорожье — Краснодар, бортовой номер семьдесят пять пятьсот пятьдесят девять. Ваш самолет задерживается по техническим причинам. О времени прибытия будет объявлено дополнительно.
АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ, доставая из кармана газету «Советская Кубань», окидывает взглядом зал ожидания, опять видит пассажира с орденами и опять встречается с ним взглядом. Отвернувшись, разворачивает газету и пытается читать, но задумывается о своем, взгляд затуманивается. Он вспоминает.
ТИТР
АВГУСТ 1938 ГОД.
Во весь экран открывается карта Советского Союза. На карте выделяются несколько точек: Ленинград, Москва, Свердловск, рельефно Уральские горы, Иркутск, озеро Байкал, Хабаровск, Владивосток и между ними поселок Успенка. Название перечеркнуто и рядом написано «Кировский». Карта освещена неравномерно. Над восточной частью ярко светит солнце, в западной части царит ночь. Камера быстро приближается к Кировскому.
3. НАТ. ПОСЕЛКОВЫЙ ПЛЯЖ У РЕКИ УССУРИ
На берегу и в воде купающаяся и загорающая молодежь и детвора. ЛЕШКА КОЖУРА лежит на песке, уткнувшись головой в дореволюционный литературный журнал с ятями в тексте и нарисованными гвардейцами кардинала. Он в одних трусах, дремлет. Рядом разбросана его одежда. Лешке снится сон.
Тот же пляж. На берегу два дуэлянта в мушкетерской форме. У одного плащ с надписью «граф Рокфор», у другого «барон де Колон». Дуэлянты, один похожий на Лешку, другой на его дружка Вовку Савельева галантно раскланиваются, отбрасывают шляпы, плащи, достают шпаги из ножен и изготавливаются к поединку. У третьего участника дуэли на плаще надпись: «Рефери. Сэр Джон Бранс-Бойнд».
СЭР ДЖОН БРАНС-БОЙНД
(командует)
По моей команде на счет три начнете, товарищи. Раз, два, три!
ГРАФ и БАРОН начинают фехтовать.
Внезапно потоки воды обрушиваются с неба. Перед проснувшимся Лешкой предстает круглое, слегка присыпанное мелкими мальчишескими прыщиками, обрамленное русыми кудрявыми волосами ухмыляющееся лицо одноклассника и друга ВОВКИ САВЕЛЬЕВА. Тот держит в руках свою рубашку с завязанными рукавами, из которой на Лешку только что вылил набранную в реке воду. ЛЕШКА вскакивает и через секунду окружающие видят, как двое друзей, сцепившись в один комок, катаются по берегу, молотя друг друга. За схваткой наблюдает их третий друг ЖЕНЬКА СТАРОСТИН, плотный паренек с не по годам развитой мускулатурой.
ЖЕНЬКА
Брэк! Брысь в разные стороны, а то щелбан дам, носы штопером закручу!
ЛЕШКА
(ВОВКЕ, отряхиваясь и потирая ушибы)
Ты что, с дуба рухнул — обливаться? Журнал намочил. А между прочим, он не мой. Твоя любимая Елена Владимировна дала почитать.
ВОВКА
Ничего, на солнце быстро высохнет. Попробовал, какая вода теплая? Пошли купаться!
ЖЕНЬКА
Ребята, есть альтернатива. Смотрите, что я надыбал.
(показывает на длинную толстую веревку, свернутую в небольшую бухту)
Недалеко от школы валялась. Можно к одному концу палку привязать, а другой ее конец вон к тому дереву.
(показывает на склонившуюся над водой толстую иву)
ВОВКА
Здорово. Хорошо раскачаться и в воду прыгнуть, кто дальше. Лешка! Кончай читать, глаза сломаешь. Побежали веревку привязывать.
Вся троица мчится наперегонки к виднеющемуся неподалеку словно созданному для прыжков в воду дереву.
Камера покидает пляж, Уссури, поселок Кировский.
Опять появляется карта СССР.
Камера переносится на Запад, в затемнённую часть. Ленинград. Новая деревня.
Мелкий дождь. Двухэтажный дом барачного типа, окно на первом этаже.
4. ИНТ. КОМНАТА ТАНИ
Свет от уличного окна слегка освещает комнату. В комнате этажерка с книгами, стол, стул, дощатый шкаф, кровать. На столе раскрытая и лежащая вверх обложкой книга. Видно название: «Пираты Мексиканского залива».
На кровати ТАНЯ. Она спит.
5. НАТ. БЕРЕГ КОРАЛЛОВОГО ОСТРОВА КАРИБСКОГО МОРЯ
Белоснежный песок. В бухте на бирюзовой глади моря виднеется трехмачтовый парусник с черным пиратским флагом на мачте. Почти вся команда корабля, поделив награбленные сокровища, гуляет на берегу под сенью редких кокосовых пальм. У всех пиратов уродливые и страшные лица. У некоторых повязка на глазу, вместо одной руки железный крюк, а вместо одной ноги деревяшка. Они пьют из бочки ром и алчно смотрят в сторону одной из пальм, к которой привязана прекрасная дрожащая от страха ПЛЕННИЦА.
Постепенно шум стихает, и появляются два главных ПИРАТА. Они молоды и здоровы. Один с кудрявыми рыжеватыми волосами, курносым носом и круглым лицом. Другой, чуть пониже, с темными волосами и прямым носом. Осанка главарей благородна, лица красивы, а глаза выражают волю и упорство. Главари подходят к девушке, смотрят на нее. В их взорах вспыхивает огонь соперничества.
ПЕРВЫЙ ГЛАВАРЬ
Пока я жив, ты ее не получишь.
ВТОРОЙ ГЛАВАРЬ
Тогда это будет после твоей смерти.
Спокойствие их покидает. Клинки сабель со звоном скрещиваются в схватке. ДЕВУШКА с интересом наблюдает за поединком. Неожиданно слышатся какие-то удары. К удивлению девушки их никто кроме нее не слышит. Поединок продолжается. Опять непонятные удары похожие на дребезжащий стук по стеклу. Девушка, а это ТАНЯ, поворачивает голову. В последний момент Таня видит, как соперники отбрасывают шпаги и кидают друг в друга ножи.
ТАНЯ окончательно просыпается, некоторое время лежит с открытыми глазами. Опять стук в окно, похожий на условный, с чередующимися короткими и длинными паузами. Таня тихонечко встает, проходит в смежную комнату, где спят родители, трогает спящего отца за плечо.
ТАНЯ
Пап, а пап!
ОТЕЦ просыпается сразу, будто ждет этого момента.
ОТЕЦ ТАНИ
Чего не спишь, ночь на дворе?!
ТАНЯ
Там кто-то в окно стучит и как-то странно.
ОТЕЦ ТАНИ
Сейчас разберемся.
ОТЕЦ (СЕРГЕЙ) встает, осторожно подходит к окну, откидывает край занавески. Кроме одиноко стоящей фигуры ничего не замечает. Облегченно вздыхает и уже смело открывает окно и окликает незнакомца.
СЕРГЕЙ
Чего надо?
Незнакомец снимает с головы капюшон и отец узнает своего друга детства и юности ЖОРИКА, в свое время курсанта летного училища, а ныне сотрудника НКВД.
СЕРГЕЙ
Чего в окно стучишь, а не в дверь с понятыми? Машину за углом поставил?
ЖОРИК
Тихо! Не кричи! Ты что, наш стук условный забыл?
ЖОРИК еще раз оглядывается и ловко через окно забирается в комнату. Вдруг, несмотря на безветренную погоду, шевелятся ближайшие кусты акации и вздрагивает листва на клене, стоящем метрах в пяти.
Окно остается открытым.
Через некоторое время в окне появляются силуэты Жорика и Сергея. Слышится разговор.
СЕРГЕЙ
Слушай, Жорик! Ты прекрасно знаешь, что комполка Сергей Кудрявцев ни в чем не виноват, и он может любому доказать, что чист перед Родиной, партией и лично Иосифом Виссарионовичем.
ЖОРИК
Ты дурак, Сёга! Ты уже не прав хотя бы в том, что в такой последовательности расставил свои приоритеты. Забыл своего брата Василия? Тот тоже не сомневался в своей невиновности. И где теперь выдающийся инженер-химик? Осужден на десять лет без права переписки. Ты хоть знаешь, что это такое?
(повисает молчание)
СЕРГЕЙ
Ладно, дочку Татьяну отправлю к двоюродной сестре на Дальний Восток.
ЖОРИК
Пусть так! Хоть не зря к тебе приходил. Только сегодня, слышишь, сегодня ее не должно здесь быть. И лучше если с твоей женой.
(задумчиво)
А на Дальний Восток — это хорошо. Дальше едешь, тише будет. Закончит в глуши школу, поступит куда захочет. А я позабочусь, чтоб о ней здесь не вспомнили. Все, прощай, дорогой!
Видно, как фигуры обнимаются. Из окна выскакивает ЖОРИК, оглядывается по сторонам и идет к расположенной рядом Большой Невке.
6. НАТ. БЕРЕГ БОЛЬШОЙ НЕВКИ
Тихо плещет мелкая волна. Раздается шум прибрежной гальки. Показывается ЖОРИК. Он садится на перевернутую лодку, медленно достает пачку папирос «Казбек», достает одну, разминает, но не закуривает. Задумывается. Аккуратно прячет папиросу обратно в пачку. Встает.
ЖОРИК
(сам себе)
Все! Больше никаких сантиментов!
Решительно идет к дороге. Внезапно ему преграждает путь человек в форме НКВД. Это его сослуживец Журавченко.
ЖУРАВЧЕНКО
Ну вот! Первая проверка сразу и подтвердила, что Кудрявцев твой дружок и сообщник. Что побежал предупрежда…
Не меняя темпа движения, выражения лица и будто не слыша, ЖОРИК ткнул средним пальцем в горло Журавченко. Тот, не договорив, закатывает глаза, хрипит. ЖОРИК резким движением сворачивает шею Журавченко. Обмякшее тело Жорик оттаскивает обратно на берег. Переворачивает лодку, на которой только что сидел. Загружает туда тело. Спускает лодку на воду на всю длину цепи, которой она привязана ко вкопанной в берег свае и перекидывает тело в воду. Смотрит вслед постепенно тонущему и уплывающему в Финский залив телу. Где оно скоро исчезает.
На экране возникает карта СССР. На карте видна линия железной дороги, соединяющая Ленинград и Владивосток. По линии перемещается огонек. Камера наезжает на него. Это пыхтящий паровоз, тянущий за собой пассажирский состав. Паровоз едет среди лесов и полей уже далеко за Москвой.
7. ИНТ. КУПЕЙНЫЙ ВАГОН
В коридоре у окна стоит ТАНЯ. Глаза полны слез. По коридору идет ПРОВОДНИЦА, знакомая семьи Кудрявцевых ОЛЬГА.
ОЛЬГА
Да успокойся же ты наконец! Ты наоборот, гордиться должна своими родителями. В командировку их отправили, наверняка секретную, раз отец у тебя военный. Через пару лет вернутся и заберут тебя обратно. Зато страну, Дальний Восток посмотришь. Не каждому это удается.
(Таня всхлипывает. Ольга достает платок и вытирает Тане нос)
Ну не реви! И начни питаться нормально. Скоро станция узловая. Там столовая. Пойдешь вместе с соседкой обедать в столовую. Я ей деньги дала, чтоб она следила за твоим питанием и вообще.
(еще раз вытирает девочке нос)
Иди, иди на свое место.
8. ИНТ./ НАТ. КУПЕ, ПЕРРОН, СТОЛОВАЯ
ТАНЯ входит в купе и садится у окна. В купе МАРГАРИТА со своим четырехлетним сыном Аликом. Алик увлечен книжкой с картинками «Алеша почемучка». Четвертый пассажир — лейтенант ВАХТАНГ. Он перебирает струны семиструнной гитары и бросает горячие взгляды на ослепительную красавицу Маргариту.
МАРГАРИТА
Я дверь приоткрою, а то душно.
Открывает дверь. В проеме начинает мелькать военный, полковник. Он, заложив руки за спину, ходит по коридору то туда, то сюда. По лицу видно, что его одолевают мрачные мысли. АЛИК, заметив полковника, бросает книжку и пристраивается, тоже заложив руки за спину, за ним. Так они совершают несколько рейсов по вагону, привлекая внимание других пассажиров, в основном молодых военных. ПОЛКОВНИК, заметив свиту, заходит в свое купе.
Поезд подходит к станции. За окном мелькают разные станционные здания, водокачка. Начинается перрон. Поезд замедляет ход. Около вокзала на перроне стоит черная легковая машина. Остановка. В коридор никто не выходит. Все чего-то ждут. Из машины вылезают два человека в штатском и направляются к Таниному вагону. Через мгновение они уже в коридоре. Заходят в купе полковника.
Стоящий у перрона вагон. Из двери выходят ЛЮДИ В ШТАТСКОМ и ПОЛКОВНИК с небольшим чемоданчиком в руках. ПОЛКОВНИК оглядывается на вагон, подмигивает выглядывающему в окно Алику, грустно улыбается. Один из штатских подталкивает военного к машине. Все садятся в нее, и машина уезжает. Народ выходит из вагона и бежит в столовую, где уже накрыты белой скатертью столы, уставленные тарелками с борщом.
ТАНЯ, МАРГАРИТА, АЛИК, ВАХТАНГ рассаживаются, обедают. ВАХТАНГ рассчитывается с официанткой за всех.
Поезд едет по стране.