- Рассматривая перспективу
- Время параллельной действительности
- Вот и наступило будущее
- В ожидании будущего
- Фестивальная осень - 2019
- От фестиваля к фестивалю в ожидании новой книги
- Третий международный кинофестиваль в Майкопе
- IX Международный молодежный кинофестиваль «Свет миру»
- Кинофестиваль "Белые ночи"
- 41 Московский Международный кинофестиваль
- Фестиваль экранной культуры «Человеческое кино» в Новосибирске
- Московский Форум культуры
- Международный кинофестиваль "SENSUS"
- Кинофестиваль «Встречи на Вятке — 2019»
- Сто дорог
- III Международный кинофестиваль «Альтернативная Территория Кино»
- 3-й Карельский международный фестиваль фильмов для молодёжи
- VII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ
- ЭФиР 74
- Фестиваль "Фундук" в Орехово
- "Человек труда" Екатеринбург
- Второй международный кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова
- "СТАЛКЕР"
- Первый международный кинофестиваль стран Арктики
- Открытие 3-го международного кинофестиваля имени Саввы Морозова
- 11-ый кинофестиваль "Вече" в Великом Новгороде
- Встреча с читателями в рамках 23-го кинофестиваля "Литература и кино"
Григорий ЖУРАВЛЕВ
«Попурри сторожа на вокзале для девушки в окне»
(отрывок из сценария)
1. НАТ. ПАНСИОНАТ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ОСЕНЬ. ДЕНЬ
Территория пансионата. Старый дом с колоннами. Он ремонтируется, весь в строительных лесах, часть крыши разобрана.
Горит бытовка. Сирены пожарных машин. Суетятся люди.
К директору пансионата МАРИНЕ ПЕТРОВНЕ подбегает СОТРУДНИК.
СОТРУДНИК
Марина Петровна, он сбежал. Его там нет. Его нигде нет.
МАРИНА ПЕТРОВНА
Тушим пожар. Ищем тело.
СОТРУДНИК
Да и тела нет. Мы все проверили.
МАРИНА ПЕТРОВНА
Здание пострадало?
СОТРУДНИК
Нет. Только бытовка. Теперь сторожу негде жить.
МАРИНА ПЕТРОВНА
Если он сбежал…
(приказывает)
Ищем тело.
СОТРУДНИК
Да мы ищем.
МАРИНА ПЕТРОВНА
Я — у себя в кабинете. Обо всем сообщайте.
СОТРУДНИК
Хорошо.
2. ИНТ. ПАНСИОНАТ. КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА. ОСЕНЬ. ДЕНЬ
МАРИНА ПЕТРОВНА перебирает за столом бумаги.
АРХИТЕКТОР раскладывает архивные чертежи.
АРХИТЕКТОР
Я все же порылся в архивах и нашел вот эти планы. Это был вокзал.
МАРИНА ПЕТРОВНА
Вокзал? Как так?
АРХИТЕКТОР
Именно. Во время революции и гражданской войны рельсы сняли. А в поселке была мануфактура. Мощная. И к ней подвели железную дорогу из Москвы.
МАРИНА ПЕТРОВНА
Да. Поняла. А когда нашли минеральные воды, перестроили в санаторий.
АРХИТЕКТОР
Тогда же и источник нашли. Ездили на воды. Домики сгорели. Вот все записи.
МАРИНА ПЕТРОВНА
И как нам быть с реконструкцией?
Вбегает СОТРУДНИК.
СОТРУДНИК
Простите! Мы его нашли! В километре. Валялся в яме. Бежал. Отправили в кутузку.
МАРИНА ПЕТРОВНА
Понятно. Да. Спасибо.
СОТРУДНИК уходит.
АРХИТЕКТОР
Значит, мы можем претендовать на финансирование реконструкции исторического объекта.
МАРИНА ПЕТРОВНА
Это еще доказать нужно.
АРХИТЕКТОР
Тут все написано. Единственное — повторная экспертиза на выявленный объект культурного наследия требуется.
МАРИНА ПЕТРОВНА
И деньги на него. Я поняла. Давайте это позже. Мне вот нового сторожа искать надо. Завтра в кадрах резервы посмотрят. Вы подготовите материалы для экспертизы?
АРХИТЕКТОР
Подготовлю.
3. НАТ. ПАНСИОНАТ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ОСЕНЬ. ДЕНЬ
Машины вывозят остатки мусора от сгоревшей бытовки.
Работники перекладывают строительные материалы под крышу того, что когда-то было вокзалом, а сейчас стало столовой.
СОТРУДНИК
А была красивая столовая.
РАБОЧИЙ
Будет еще лучше. Кто это сторожить будет?
СОТРУДНИК
Директор этим занимается.
РАБОЧИЙ
Логично. Пусть занимается. Мы уезжаем.
СОТРУДНИК
А договор…
РАБОЧИЙ
Мы приезжали ремонтировать. Зачем нам сторожить? С бумагами разберетесь, тогда звоните.
СОТРУДНИК
Я сообщу начальнику.
РАБОЧИЙ
Сообщи.
РАБОЧИЙ достал из сумки бумаги и, передав СОТРУДНИКУ, покинул территорию.
4. ИНТ. МОСКВА. КВАРТИРА МИХАИЛА ЕРШОВА. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР
МИХАИЛ стоит у окна, разговаривает по телефону.
МИХАИЛ
Так уже все состоялось. Мне надо понять, что делать дальше. Поэтому я нашел работу и рано утром уеду.
ГОЛОС РЕДАКТОРА
Подожди. Пресс-конференция завтра. Твое выступление, мы же об этом говорили. Кто будет отдуваться?
МИХАИЛ
Я столько времени потратил на подготовку этого события, что режиссер и продюсер вполне справятся.
ГОЛОС РЕДАКТОРА
А мне что делать тогда?
МИХАИЛ
Контролировать процесс. Вопросный рад записывать. Мне надо действительно подумать, что дальше.
Он внимательно смотрит в окно. Увидел, как кто-то крутится возле его машины.
МИХАИЛ
Мне надо спуститься вниз к машине. Что-то с ней делают.
ГОЛОС РЕДАКТОРА
Минируют?
МИХАИЛ
Типа того. Нет, я точно сбегаю.
5. НАТ/ИНТ. ПОДЪЕЗД/ТЕРРИТОРИЯ ВОЗЛЕ ДОМА. ОСЕНЬ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР
МИХАИЛ выскакивает из подъезда и подходит к своей машине.
НЕИЗВЕСТНЫЙ убегает за шлагбаум. Там садится в машину, уезжает.
МИХАИЛ осматривает свой автомобиль. Заглянул и пол него. Достал телефон, набрал номер.
МИХАИЛ
Уехал, я пока ничего не заметил. Может просто проходил.
ГОЛОС РЕДАКТОРА
И что завтра?
МИХАИЛ
Завтра я уезжаю. Попробую номер машины посмотреть по камерам.
ГОЛОС РЕДАКТОР
Пробуй. Я, конечно, завтра посмотрю, как они, что они.
МИХАИЛ вернулся в подъезд. Остановился у окошка консьержа.
МИХАИЛ
Мы поищем, и я сброшу. Привет.
СТЕЛЛА
Я поняла, что вы хотели и успела записать номер и марку машины. Он долго стоял, смотрел. Сидел в машине. И уехал. Он нагнулся, что-то под машину закрепил.
МИХАИЛ
Я завтра уезжаю. Не очень далеко. Утром посмотрю, что он там налепил.
6. ИНТ. КВАРТИРА МИХАИЛА ЕРШОВА. УТРО
ТИТР
Начало осени 1981 года
В комнате за столом сидит МИХАИЛ, что-то пишет. Смотрит в окно. Снова пишет.
7. ИНТ. КВАРТИРА МИХАИЛА ЕРШОВА. УТРО
Кухня. МАМА в халате и фартуке готовит завтрак: варит кашу в кастрюльке, в сотейнике кипят куриные яйца.
МАМА
Иди есть, писатель.
ГОЛОС МИХАИЛА
Ты не веришь в мои способности. Напрасно.
МАМА
Я видела, как ты учился в школе.
МИХАИЛ входит в кухню.
МИХАИЛ
Вспомнила… Это же школа. Средний арифметический балл. Человек — как средний куст. Сегодня я развернулся.
МАМА
Уже не куст, но и не дерево.
МИХАИЛ
Как ты не поймешь, не может быть сразу. Не может. Я написал пьесу, и ее ставим в школе. Ставим для театрального фестиваля.
МАМА
Пьеса. Пьеса. Лучше дома уберись. Тоже мне писатель. В магазин надо сходить. Да и учиться тебе нормальной работе надо.
МИХАИЛ
Я устроился на работу. Вот поставил, на премьере поймешь.
МАМА
Как говориться: поживем... Ешь свою любимую геркулесовую кашу. Стынет. И пару яиц.
МИХАИЛ
Спасибо. Поем и пойду в школу. В магазин зайти? Что купить?
МАМА
Я сама куплю. Ешь.
МИХАИЛ
Отличная каша.
8. ИНТ. ШКОЛА. ВЕСТИБЮЛЬ. ДЕНЬ
Обычная школьная суета. Из дверей одного из кабинетов выходит ПИОНЕРВОЖАТАЯ ЗЛАТА. У нее в руках тетради. Ее тут же окружают ребятишки.
РЕБЯТА
Злата! Злата! Злата! А у нас будет фестиваль?
ЗЛАТА
Так! Тихо! Конечно, будет. С понедельника начинается подготовка. А сегодня уже ничего нет.
РЕБЯТА
Злата! Злата! Злата! А стихи нам дадут?
ЗЛАТА
Обязательно дадут, и много. Очень много стихов.
Мимо степенно дефилируют два старшеклассника.
ПЕРВЫЙ СТАРШЕКЛАССНИК
Как тебе девочка?
ВТОРОЙ СТАРШЕКЛАССНИК
Стара.
ПЕРВЫЙ СТАРШЕКЛАССНИК
В порядке девочка. Что ты понимаешь…
Подходят старшеклассницы СВЕТА и ТАМАРА.
СВЕТА
Злата, так наша репетиция будет?
ТАМАРА
Да, и интересно — Миша придет? Он ничего не говорил.
СВЕТА
Ты им больше интересуешься, чем пьесой.
ЗЛАТА
Придет.
СВЕТА
Роль бы учила.
ТАМАРА
Учу я роль, а он интересен чем-то.
ЗЛАТА
Что написал эту роль?
СВЕТА
Да обыкновенный молодой человек.
ТАМАРА
(подхватывает)
Написавший пьесу для нашего фестиваля. В обыкновенном есть что-то необыкновенное.
СВЕТА
Да. Тома, на тебя много парней смотрят.
ТАМАРА
И на тебя тоже. После фестиваля у нас будет еще больший успех.
ЗЛАТА
Грандиозные у вас планы, девочки.
ТАМАРА
А Миша старше?
СВЕТА
Это конечно.
9. ИНТ. ШКОЛА. ВЕСТИБЮЛЬ. ДЕНЬ
У кабинета истории школьники — комсомольский актив — окружили ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА ЖУКОВА.
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Ребята, у нас только что начался учебный год. Мы же учиться должны, во-первых, а активность — это, конечно, хорошо…
ШКОЛЬНИКИ
Так мы по делу. Как с ансамблем, вы обещали? Хор в этом год будет? В прошлом был. Интересно было. Ездили на экскурсии. В этом поедем?
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Постараемся. Вам самим активнее надо быть в классах. Комитет начнет работу, и тогда все будет. И первое — это театральный фестиваль. Начинаем работу. И по ней все будет видно.
Мимо проходят ДЕВОЧКИ, останавливаются.
ПЕРВАЯ
Какой фестиваль?
ВТОРАЯ
Мы не слышали.
ТРЕТЬЯ
И объявления нет.
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Кто должен написать?
ВТОРАЯ
Я напишу, спрошу у Златы.
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Вот — активно. И учиться. Учиться, учиться... И читать!
Звонок.
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
А теперь все на уроки.
10. ИНТ. ШКОЛА. ВЕСТИБЮЛЬ. ДЕНЬ
МИХАИЛ идет по вестибюлю, рассматривает плакаты, объявления.
Из пионерской комнаты выходят ЗЛАТА и учитель немецкого языка ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА. Увидели МИХАИЛА.
ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
Ну здравствуй, Ершов.
МИХАИЛ
Гутен таг, Галина Алексеевна, и как вы поживаете?
ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
Поживаю. Но почему на русском?
МИХАИЛ
Чаще говорю. Кстати, иногда упражняюсь.
ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
А мы продолжаем учить и воспитывать замечательных советских людей.
МИХАИЛ
Ура, ура, ура.
ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
Ну да.
(Злате)
Программу отпечатай и объявление повесь. Времени хватит?
ЗЛАТА
Хватит.
МИХАИЛ
Мы про радиоузел, Злата, поговорить должны. И репетировать будем.
ЗЛАТА уходит.
ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
(ей вдогонку)
Он у меня будет в кабинете.
(Михаилу)
Нравится?
МИХАИЛ
Злата? Нравится. Очень все делово.
ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
Вот и замечательно. Пойдем. Тут недалеко.
11. ИНТ. ШКОЛА. КАБИНЕТ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА. ДЕНЬ
МИХАИЛ сидит за партой напротив ГАЛИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ. На ее столе лежит фотоколлаж на ватмане на тему «Школьного огонька».
МИХАИЛ
«Огонек» удачно прошел?
ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
Довольны. Могут. Только не все зажглись этим огнем. Выпускной класс — да.
МИХАИЛ
А у них просто есть охота что-то делать. На будущее может пригодиться. Может мы такие же были? Учиться, экзамены… Сейчас еще помнится что-то, а лет если через двадцать соберемся… Эта штука будет очень кстати, соберемся и все вспомним. Хорошие школьные годы. Если соберемся. А сейчас только гонка на поступление.
ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
Двадцать лет… За эти двадцать лет столько людей перед глазами пролетело. Судеб самых разных. Они приходят, напоминают, наши выпускники. Иногда просто не верится, что могло быть. Да и радостно бывает, когда твой ученик становится настоящим человеком. Вот мои учительские нотки счастья.
МИХАИЛ
Тогда вы счастливый человек.
ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
Да. Вот ты пришел с пьесой. Это тоже радостно. И правильно.
МИХАИЛ
Пьеса для школьной самодеятельности.
ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
Отлично. Это хорошее начало.
МИХАИЛ
Не всем нравится, что я трачу на эту писанину время.
ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
Маме не нравится?
МИХАИЛ
Да я особо на роль драматурга и не претендую. Она там смеется. А мы тут ее ставим.
ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
И правильно. Хочется же не только написать, но и поставить?
МИХАИЛ
Хочется. А ребята? А репетиции? А институт? Это как крутиться надо…
ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
Это конечно. Мы тебя поддержим. Да. И самое простое, Миша. Надо в себя верить.
Звонок.
ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
У меня урок
МИХАИЛ
Пойду репетировать в радиоузел.
12. ИНТ. ШКОЛА. УЧИТЕЛЬСКАЯ. ДЕНЬ
Входят МИХАИЛ ЕРШОВ и ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ. В учительской никого нет.
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Понимаю, что решал помочь. Заходи. Присаживайся.
МИХАИЛ
Понимаю. У вас еще и уроки.
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Именно. И всякие дела. Обязательства. Алексей Васильевич ведь тоже в курсе, заинтересован. Он же руководитель этого кружка. Обязан обеспечить репетиции. Организовать.
МИХАИЛ
Да, говорили. И вожатую. Она по радиоузлу.
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Там еще новое оборудование не установили. Под него полки надо сделать.
МИХАИЛ
Вот она и держит руку на пульсе нового. Когда вы пришли, ничего же не было. А теперь…
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Работы просто много. И фестиваль хочется, чтоб встряхнул…
(из стола достал сигареты и спички. Закурил)
В два ночи спать ложусь, а через четыре уже вставать и сюда ехать.
МИХАИЛ
Значит, надо в парк.
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Да, конечно. Тут недалеко. Но тетради. Дневники. Подготовка к урокам. Я же говорю. Дома раньше девяти не бываю. Посмотрел программу «Время» и готовься. Порой такую муть смотрю — отвлечься. Друзей давно не видел. Каникулы? Там тоже списков от роно…
(махнул рукой)
МИХАИЛ
Мы преодолеем.
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Давай конкретно. По делу. Чтоб крикнуть можно было, и все чтобы завертелось.
МИХАИЛ
Да я понимаю. Я постараюсь. И все же заходить к вам очень радостно.
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Я понимаю. Еще свежи воспоминания…
МИХАИЛ
Поставим пьесу, и на фестивале покажем. Получится.
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ затушил сигарету. Бычок бросил в баночку из-под майонеза. Из горы книг и тетрадей извлек журнал.
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Тут журнал с рассказом Солженицына нашел. Теперь нигде нет. Я прочитал и не понял — почему изъяли.
МИХАИЛ
Мне еще расти до журнала. Алексей Васильевич про пьесу ничего не говорил?
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Говорил. И директор тоже. Делаем. Есть куда стремиться.
Входит СИДОРОВ.
СИДОРОВ
Владимир Владимирович, я пришел.
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Уже перемена?
СИДОРОВ
Пять минут как.
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Чтоб больше этого не было.
(из-за стола извлек портфель)
Бери и иди. И мне на урок пора.
СИДОРОВ взял портфель и ушел. ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ встал.
МИХАИЛ
Заходите на репетицию.
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Постараюсь.