- Рассматривая перспективу
- Время параллельной действительности
- Вот и наступило будущее
- В ожидании будущего
- Фестивальная осень - 2019
- От фестиваля к фестивалю в ожидании новой книги
- Третий международный кинофестиваль в Майкопе
- IX Международный молодежный кинофестиваль «Свет миру»
- Кинофестиваль "Белые ночи"
- 41 Московский Международный кинофестиваль
- Фестиваль экранной культуры «Человеческое кино» в Новосибирске
- Московский Форум культуры
- Международный кинофестиваль "SENSUS"
- Кинофестиваль «Встречи на Вятке — 2019»
- Сто дорог
- III Международный кинофестиваль «Альтернативная Территория Кино»
- 3-й Карельский международный фестиваль фильмов для молодёжи
- VII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ
- ЭФиР 74
- Фестиваль "Фундук" в Орехово
- "Человек труда" Екатеринбург
- Второй международный кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова
- "СТАЛКЕР"
- Первый международный кинофестиваль стран Арктики
- Открытие 3-го международного кинофестиваля имени Саввы Морозова
- 11-ый кинофестиваль "Вече" в Великом Новгороде
- Встреча с читателями в рамках 23-го кинофестиваля "Литература и кино"
Иван ЖУК
«ПРОЗРЕНИЕ»
(отрывок из сценария)
1. НАТ/ИНТ. ЦЕНТР МОСКВЫ. ИЮЛЬ. ДЕНЬ
Густой поток машин, мчащихся вдоль высотных строений центра Москвы, среди них серебрится старенькая «Тойота».
За ее рулем — Антон Павлович САНИН — сорокапятилетний сухопарый мужчина в белой сорочке с двумя расстегнутыми верхними пуговицами, в брюках и дорогих туфлях. На правой руке у него болтаются черные, словно сделанные из вишен, четки.
«Тойота», с трудом продвигаясь по темноту приземистому тоннелю, вынырнула на простор и стремительно унеслась в потоке других машин вверх по выгнутому дугой мосту.
ИЗ РАДИОПРИЕМНИКА:
С легкой руки звезд артбизнеса, которые первыми имплантировали себе под кожу электронный модулятор высокочастотных колебаний, в простонародии названный микрочипом, процесс приобщения России к стандартам международной жизни изо дня в день набирает силу. Как сообщил нашему каналу всемирно известный нанотехнолог профессор Андерсен, уже сегодня добровольно вживленные микрочипы спасли жизни сотням тысяч россиян. В частности, вовремя передав сигнал изнутри человека в момент внезапно начавшегося инсульта или инфаркта, электронные модуляторы позволили предотвратить больше семи тысяч дорожно-транспортных происшествий. В трех тысяч семнадцати случаях помогли определить онкологические болезни на ранних стадиях их развития. Около двадцати тысячам больных церебральным параличом они полностью восстановили деятельность их казалось бы безнадежно поврежденных костно-мышечных аппаратов. А что говорить о денежных электронных карточках, которые, как известно, легко теряются и могут оставить своих владельцев пусть ненадолго, но, тем не менее, — без элементарных средств к существованию? С вживленными микрочипами никакие потери карточек больше вам не страшны! Ну, и самое, пожалуй, главное: являясь поистине незаменимыми помощниками в борьбе с мировым терроризмом и с воровством детей с целью их купли и перепродажи в рабство, в том числе и сексуальное, в случае поголовной чипизации населения Земли они полностью исключат возможность любых видов подобной преступности в принципе. Думаю, что сфера применения микрочипов на благо человека поистине безгранична и с каждым днем она будет только углубляться и расширяться.…
САНИН прикасается к сенсорному датчику радиоприемника, в салоне машины начинают звучать первые аккорды Девятой симфонии Бетховена.
2. НАТ/ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ. ШОССЕ. ИЮЛЬ. ДЕНЬ
В салоне машины торжественно звучит Девятая симфония Бетховена.
За окном — подмосковные пейзажи. Тенистые аллеи прерываются трехметровыми каменными заборами, за которыми двух-трехэтажные псевдосредневековые замки из красного кирпича.
САНИН прислушивается, но не к Бетховену, а, наверное, к себе.
3. ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ. ДАЧА САНИНА. ПОЗДНЕЕ УТРО
САНИН, одетый в домашний халат и обутый в шлепки, нависает над замершим на кровати восемнадцатилетним гигантом-сыном. Это — ФИЛИПП. Тот едва прикрыт скомканной простыней.
САНИН
А я тебе говорил: айфоны да интернет до цугундера доведут!
ФИЛИПП
(примирительно сопит)
Ну причем тут мои айфоны? Просто я уже взрослый, папа! Мне восемнадцать лет.
САНИН
Ах, вот оно что!
(саркастически улыбается)
Взрослые мы, оказывается! И теперь, подсобрав стипендию за последние пару лет, мы можем себе позволить фотомодель по вызову.
ФИЛИПП
(раздраженно)
Никакая Таня не фотомодель! Она моя однокурсница. Будущий маркетолог. И, между прочим, твоя землячка. Тоже решила к Москве прибиться.
САНИН
А ты ей решил помочь? Добрый взросляк, ничего не скажешь.
САНИН усмехается, косится на ширму. Там за ней одевается Таня.
САНИН
(с иронией)
И где же вы жить теперь собираетесь? И на какие шиши, простите?
ФИЛИПП
(с надеждой)
А нельзя Тане на даче у нас остаться?
САНИН
А на правах кого?
ФИЛИПП
Ну, мы пожили бы, присмотрелись… Сейчас многие так живут.
САНИН
А не понравится эта Таня, ты заведешь другую? Третью, четвертую, тридцать пятую. Бордель на дому? Отлично! А я при нём бык кормящий?
ФИЛИПП
Понятно…
(кивнул, добавил уже злее)
Только дача-то — мамина. Так что ей и решать!
САНИН
Ах, так!
(протянул руку)
Ключи от дачи. И — быстро.
ФИЛИПП покраснел, набычился.
Из-за ширмы метнулась на помощь ТАНЯ.
ТАНЯ
(Санину)
Да не слушайте вы его! Это я во всем виновата. Я его соблазнила.
(встала она между отцом и сыном)
ФИЛИПП
Слушай, Таня, уйди отсюда! Ты мне мешаешь!
ФИЛИПП стал пунцовым. Сняв с брелка один из пяти ключей, бросил его на столик у изголовья койки.
САНИН смотрит на Таню. Оценил её роскошные рыжие волосы. Абсолютно спокоен.
САНИН
И от квартиры, если не затруднит.
ФИЛИПП снял и второй ключ с брелка, тоже бросил его на столик.
САНИН
И от машины.
ГОЛОС ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ
Антон, не сходи с ума!
В комнату входит среднего роста пожилая женщина со следами былой красоты на несколько увядшем, в сетке тонких морщин лице. Это супруга САНИНА, мать ФИЛИППА — ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА.
Решительно подвязав поясок японского кимоно, она подступает к мужу, протягивает к нему холеную, в золотых кольцах, руку.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
(тихо и властно)
Верни Филиппу ключи. Пожалуйста.
САНИН
(по-мальчишески дерзко)
И не подумаю. Он у нас взрослый. Вот и пускай понюхает.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
(терпеливо)
Антон, наш сын ничего такого не сделал, чтобы его из семьи выбрасывать. Так что отдай ключи. И попробуем вместе найти выход из сложившейся ситуации.
САНИН
(резко)
Сомневаюсь, что это у нас получится. Они пожить для начала хочут. И только потом подумают — жениться им али нет. Вот я и предлагаю: пускай приглядятся друг к другу где-нибудь «в шалаше». А там, если надумают обвенчаться, поговорим о свадьбе.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
А почему бы им не пожить на даче?
(присела на стул у изножья койки)
Места тут предостаточно.
САНИН
(спокойно)
Ты хочешь стать начальницею борделя? Он будет менять тут Тань. И я содержи их всех? На правах примака при бандурше.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
(скривилась)
Тошик, ну что ты всё опошляешь? При чем тут примак при бандурше?
САНИН
(разъярился)
А при том! Это ты же внушила Филиппу мысль, что я понаехал на всё готовенькое! А ты тут одна — хозяйка! Но то, что как эта дача, так и наша московская сталинка вот уже тридцать лет скромно висят у меня на шее, вы даже не замечаете. Так что одно из двух: либо я отдаю ключи и вы начинаете жить по-взрослому, сами себя оплачивая. Либо — одно из двух….
САНИН кладет свои и Филиппа ключи на столик, заворачивается в полы халата, собираясь уйти из комнаты.
ТАНЯ
(скромно)
Простите, это я во всем виновата. И это мне пора уходить. Прощайте.
Она, развернувшись на каблучках, направляется к выходу.
ФИЛИПП спешит за ней.
ФИЛИПП
Таня, постой!
(хватает ее за руку)
Да погоди же ты!
ТАНЯ
Руку!.. убери. Счастливенько оставаться.
Усмехнувшись в глаза ФИЛИППУ, с достоинством удаляется.
ФИЛИПП взволнованно оглядывается. Зло смотрит на САНИНА.
ФИЛИПП
(отцу в лицо)
Ну, ты и… сталинист!
(стремительно поворачивается, спешит за девушкой)
САНИН
(с иронией смотрит вслед, зевает)
Вот так. Чьи-то отцы сексотили и за это сталинки получали, а я чуть разврат пресек, и сразу же сталинист. Любопытная диалектика.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Ну что ты всё время всех осуждаешь?
(вскакивает со стула)
Тут он разврат пресек! Там мертвого тестя в доносительстве обвинил! А сам-то ты кто, святой?
САНИН
Ну, не святой, конечно.
Поднимает ключи со столика и сует их обратно в карман халата.
САНИН
Но и не сталинист. Стараюсь жить честно. С людьми поступаю по справедливости. Чего и другим желаю.
4. НАТ/ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ. ШОССЕ. ИЮЛЬ. ДЕНЬ
Вновь автомобиль, Бетховен, напряженный взгляд САНИНА.
Замелькали стволы деревьев, освещенные через кроны косыми солнечными лучами.
5. ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ. ДАЧА САНИНА. ПОЗДНЕЕ УТРО
Кухня. Покрытый белой клеенчатой скатертью длинный прямоугольный стол.
За столом, у распахнутого окна, за которым темнели аллеи сада, сидит над тарелкой САНИН.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА выкладывает ему в тарелку жареную картошку с хорошо прожаренным бифштексом.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Слушай, Тошик, зачем ты с Филиппом так? Он как-никак наш сын.
САНИН
(спокойно)
Поэтому и учу. Как и положено любящему отцу.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Но он-то не понимает. Ещё наломает в горячке дров.
САНИН
Ну и пускай ломает. Не всю же жизнь ему за компьютером. Пусть шишек себе набьет. Трудности закаляют.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
А если вразнос пойдет?! Наркотики, то да се…
САНИН
А я присмотрю за ним. И если что-то не так, подправим.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Ага! Так он будет ждать, пока ты его подправишь? Он ведь твоей породы! Дерзкий. Самовлюбленный. Пойдет в разнос, не взнуздаешь.
САНИН
(улыбается, есть не прекращает)
Слушай, Людочка, я как-никак — детдомовец. Всю жизнь из последних пёр. А он — профессорский внук, москвич! Неужели не видишь разницы? Нахлебается с этой Таней, и возвратится в дом. Под крылышко папы с мамой. Зато уже без истерик. Истинно православным мальчиком.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Ну, ты и… жестковыйный! За одно слово, что ты не хозяин в доме, сына родного готов сгноить! Бессердечный злопамятный эгоист!
САНИН
(откладывает вилку)
И это говоришь мне ты?! Та, что ни разу в жизни у кроватки больного сына так и не посидела? Кто ради «искусства», на хрен, престарелых родителей перед смертью по хосписам распихала?!
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Ой! Только не трогай моих родителей.
(брезгливо скривилась)
Можно подумать, ты их больно любил?! Да, поначалу, пока к Москве подбирался, всё папе в глазки заглядывал да маме ручку целовал…. А как в деловары выбился, сразу же помрачнел. Может из-за тебя я родителей по хосписам и развезла. Потому что уж больно жалко мне было на них смотреть, как ты их денежными подачками да молчанкой своей изводишь.
САНИН
А квартиру ты их из жалости в ту же осень и продала, как только по хосписам их спровадила? И из жалости, надо думать, на деньги от сдачи квартирки той по Парижам потом разгуливала? Да просто за стариками ухаживать не хотела! Вот и спихнула их с глаз долой. А теперь, видите ли, меня в бессердечии обвиняет. Ну, ты и молодца!
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Не хочу с тобой разговаривать!
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА расправила плечи и с чувством собственного достоинства направилась вон из кухни.
САНИН
(ей вдогонку)
Ясное дело! Когда сказать нечего, надо уйти красиво. Ермолова, ёшкин дрын!
6. НАТ/ИНТ. СРЕДНЯЯ ПОЛОСА РОССИИ. ШОССЕ. ИЮЛЬ. ДЕНЬ
«Тойота», Бетховен, САНИН за рулем.
Шоссе. Автомобиль выбрался за пределы Подмосковья куда-то совсем уже в Россию. За окошком заросшие бурьяном поля с редкими покосившимися избушками.
7. ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ. ДАЧА САНИНА. ПОЗДНЕЕ УТРО
Спальня Филиппа.
ФИЛИПП уже по-дорожному экипирован. На нём драные на коленях джинсы и видавшая виды тенниска. ФИЛИПП, пугливо оглядываясь на дверь, упаковывает рюкзак.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА рядом.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Фил, ты не прав. Сказал бы, что женитесь, и папа б её оставил.
ФИЛИПП
Да, но как я мог такое сказать, когда Таня сама же мне предложила: давай вначале поживём, присмотримся, а там уже видно будет.
ФИЛИПП запихнул в рюкзак последнюю скомканную сорочку. ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА наблюдает, как он неумело завязывает веревку на рюкзаке.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
(вздыхает)
И ты ей поверил? Да? Ах, дурачок ты мой, дурачила!
(запускает пятерню в короткую стрижку сына)
Да любая дама с провинции, а уж тем более с такой дыры как твоя Танюша, с радостью согласится выйти за тебя замуж. Красивый. Крепкий. С образованием.
ФИЛИПП
Скажи ещё — с московской пропиской.
(закидывает рюкзак за плечи)
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Ну да, и с припиской. Что тоже немаловажно.
ФИЛИПП
Но Таня-то не любая дама! Таня — это Таня!
ФИЛИПП повернулся на секунду к матери и вдруг за слегка приоткрытой дверью как раз за порогом спаленки увидел отцовские ноги в шлепках
ФИЛИПП
Только не говори мне, что это не так! Да, каждый судит сам по себе! Вор считает, что все воруют. Подлец думает, что все подслушивают. А бабник во всякой женщине видит лишь проститутку! Но это ваша гнилая правда! А я не хочу так жить! Не хочу и не буду! Так-то! И чихать мне на вашу московскую регистрацию!
ФИЛИПП вынул из кармана паспорт и злобно швырнул его. Затем толкнул пред собою дверь. И, якобы только сейчас заметил не успевшего ускользнуть в глубину коридора САНИНА.
ФИЛИПП
(насмешливо усмехается)
О, папа! Так мы подслушиваем?! Вот это христианин! Столб и утверждение истины.
САНИН
Не кощунствуй.
САНИН, одетый в белую накрахмаленную рубашку и хорошо отутюженные брюки, проходит мимо сына в спаленку.
САНИН
Люда, ты случайно не видела мой синий галстук? Тот, в котором я в Думу езжу?
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Нет, не встречала.
САНИН
Куда же он?..
ФИЛИПП
(с гаденькой ухмылочкой)
А почему это ты свой галстук да у меня в спальне ищешь? Или, пока мы с мамой в Москве бываем, ты здесь какой-нибудь секретарше роман с продолжением надиктовываешь? То-то я вижу: то чья-то булавка у меня на столе валяется, то трусики женские под кроватью.
САНИН
Негодяй!
Ринулся к сыну, практически без замаха врезал ФИЛИППУ лязгнувшую пощечину.
САНИН
А ну-ка, пшел вон, щенок!
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Тошик! Антон, прекрати немедленно! Ну что ты опять завелся? Где же твоё хваленое православие — когда тебя бьют по левой, надо подставить правую?
САНИН
(сквозь зубы)
Нет уж! Щеки я буду врагам своим подставлять. А сына учить обязан!
(Филиппу)
Ну, что ты стоишь? Пшел вон. Или проси прощения.
ФИЛИПП
Никогда.
Подтянув на плече рюкзак, ФИЛИПП пошел к двери.
Стремительно обогнав, ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА преградила ему дорогу.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Филипп, не пори горячку! Лучше уж извинись! Ты ведь неправ, не так ли? Никаких женских трусиков ты под своей кроватью не находил. Это же очевидно.
Вырываясь из цепких объятий матери, ФИЛИПП слегка оттолкнул её. Но этого незначительно толчка оказалось вполне достаточно. ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА пошатнулась и, не устояв на ногах, рухнула боком на пол.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА понимает, что подняться с пола уже не успевает. Но на колени встала, потянулась руками к сыну.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Филиппушка, милый, не уходи! Ты же себя погубишь!
ФИЛИПП перешагивает через всхлипывающую мать. За дверью останавливается.
ФИЛИПП
(по-мальчишески дерзко)
Никогда я сюда больше не вернусь! Ни-ког-да! Пусть этот катахизатор сам себя и катахизирует!
Видя рыдающую жену, сидящую на полу, стремительно удаляющегося вдоль по длинному гулкому коридору сына, САНИН зааплодировал.
САНИН
Замечательно сыграно. Молодцы! Смоктуновский и Мирошниченко отдыхают!
САНИН, развернувшись на каблуках, выходит из спаленки в коридор.
Громкий хлопок двери. На полу посреди развороченной спальни сына осталась сидеть согбенная несчастная пожилая женщина — склонившаяся на руку, подвывающая ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА.
8. НАТ/ИНТ. СРЕДНЯЯ ПОЛОСА РОССИИ. ШОССЕ. ИЮЛЬ. ДЕНЬ
И вновь автомобиль, все тот же Бетховен, уверенный спокойный САНИН.
Замелькали серые бревенчатые избушки, покосившиеся заборы, перекошенные окошки с разнообразными то синими, то зелеными изразцами. Вдоль дороги потянулся бурьян.
9. НАТ/ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ. ПУСТЫРЬ/ШОССЕ. ИЮЛЬ. ДЕНЬ
Звучит Девятая симфония Бетховена.
В кадре — ноги бегущей сквозь заросли бурьяна ТАНИ.
И опять мелькают дали, запыленные заросли крапивы, двухметровые дебри борщевика, за ними покосившиеся, со вздыбленными стропилами и остатками шифера крыши.
Снова бегущие женские ноги. До середины бедер прикрытая окровавленной влажною простыней рыжеволосая ТАНЯ вдруг на мгновение замерла.
На фоне высоких зарослей возникло ее бледное заплаканное лицо, отрешенно взирающие в пространство ничего не видящие глаза. Потерянно оглянувшись, ТАНЯ прокусила до крови пухлую нижнюю губу, и в отчаянии закрывая ладонью рот снова понеслась сквозь борщевик.
Продолжая слушать бетховенскую симфонию, САНИН, одной рукой неспешно перебирая четки, другой вальяжно повернул руль машины немного вправо.
Оставляя после себя целое облако густой придорожной пыли, «Тойота» послушно свернула за разбитый коровник с многолетними худосочными березками, растущими из проломов в разбитой шиферной крыше и по извилистой грунтовой дороге начала стремительно подниматься в гору.
На вершине сравнительно небольшого холма прямо на фоне солнца слегка выступал над чащобой борщевика покосившийся ржавый прямоугольник заброшенной остановки.
Приближаясь к нему, изрешеченному сотнями проржавевших дыр, сквозь которые прямо в глаза водителю били солнечные лучи, САНИН поневоле слегка сощурился. И, уже проезжая мимо, краем глаза заметил рыжеволосую ТАНЮ.
ТАНЯ, кутаясь во влажную, тут и там прилипшую к её телу банную простыню, словно бы пританцовывала на месте: окровавленными ступнями, будто в замедленной киносъемке, топчась по осколкам битого на бетонной плите стекла.
Всего одно мгновенье САНИН настороженно всматривался в лицо приближающейся к автомобилю девушки. А поравнявшись с нею и узнав её, провернул руль влево.
Так и не сбавив скорости, «Тойота» промчалась мимо Татьяны и укатила по склону холма в низину.
Облако поднятой за машиной пыли скрыло видимость за задним окном машины. А с обеих сторон дороги вновь замелькали густые заросли придорожного бурьяна, изредка прерывавшиеся заборами да покосившимися избушками.
САНИН на миг расслабился….
10. НАТ/ИНТ. СРЕДНЯЯ ПОЛОСА РОССИИ. ШОССЕ. ДЕКАБРЬ. ДЕНЬ
Метель. По зимней дороге катит автобус.
Неизвестно откуда взявшийся огромный груженый бревнами лесовоз, вылетев из метели, с ревом несется лоб в лоб на автобус.
Руки водителя крепко вцепились в руль. Один, другой поворот баранки, и, уходя от лобового столкновения с лесовозом, автобус вылетает на обочину и практически влетает в редколесье.
Груженый бревнами лесовоз пролетает мимо, по стеклу «Ивеко» с треском хлестают ветки убеленных снегом кустов и сосен.
По лобовому стеклу автобуса разбежались мелкие, как паутинки, трещинки...
11. НАТ/ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ. ПУСТЫРЬ/ШОССЕ. ИЮЛЬ. ДЕНЬ
Крупно рука, разжимаются пальцы, четки падают на лицевую панель, прямо под стекло автомобиля.
12. НАТ/ИНТ. СРЕДНЯЯ ПОЛОСА РОССИИ. ШОССЕ. ДЕКАБРЬ. ДЕНЬ
Визг тормозов и постукиванье ветвей по автобусу резко оборвались.
В очередной раз стукнувшись о сосну, «Ивеко» грузно остановился.
Сами собою включились дворники и с визгом заскребли по сухому потрескавшемуся лобовому стеклу.
Внутри автобуса сгорбился САНИН.
К нему склонился крепкий скуластый сорокапятилетний мужчина в новенькой камуфляжной куртке. Это американец КРИС.
КРИС
Э, босс, как ты там?
САНИН
(поднимая голову, несколько постаревший и слегка поседевший, размазывая рукой по лбу темную струйку крови, тихо и односложно)
Нормально.
Дотянулся до четок у лобового стекла автобуса, сгреб их в кулак, сунул в карман бушлата.
Из салона старенького «Ивеко» выбрался шустрый двадцатипятилетний вихрастый водитель — СЕНЬКА. Осмотрел автобус. Тот завис на самом краю обрыва. СЕНЬКА вернулся в автобус.
СЕНЬКА
(зло)
Ну, народ!.. Зенки вылупит, и вперед!
САНИН
Дальше-то ехать сможем?
СЕНЬКА
Посмотрим
(запустил двигатель
И когда же всё это кончится? Страна, кажись, в полном ауте. А эти всё колются или квасят. Прямо аж зло берет!
САНИН
Сеня, не заводись. Наши продукты нужны в Даниловом. И это для нас — единственное, что нас должно тревожить.
СЕНЬКА
Как это — единственное?
(достал сигарету, прикурил)
Но это же наша земля горит!
САНИН
(усмехнулся)
Покури. И будем считать, что мы с Крисом не слышали, как ты слово давал завязать.
СЕНЬКА
Да это всего лишь обычная сигарета!
САНИН
Вот именно, что обычная. А они как минимум на ЛДС сидят. Вот попробуй понять… своих товарищей по несчастью.
САНИН, усевшись на откидном сиденье справа и чуть позади от Сеньки, достал из бокового кармана бушлата старенький в ветхом чехле планшет. Разложил на коленях, включил.
Пристыженный, комкая сигарету, СЕНЬКА выжал сцепление до отказа.
С треском ломая ветки, небольшой бронированный автобус с боковой защитой колес от пуль резко рванул назад.
САНИН
Осторожней! Чай, не дрова везешь! Стыдно, так повинись. А норов свой в деле потом покажешь. Если не прокурил ещё!
СЕНЬКА
(смирился)
Простите…
Автобус стал неторопливо выезжать из сосняка на дорогу.
КРИС насмешливо улыбнулся и, лениво прикрыв глаза, откинулся на сиденье.
Солнечные лучи с трудом просачивались сквозь плотный густой туман, клубившийся за обочиной. Бронированный «Ивеко» с ревом понесся по автостраде.
Мимо мелькали редкие полуголые деревца, сгоревшие или просто брошенные у обочин автомобили. Изредка в просветах между деревьями возникали рухнувшие плетни с покосившимися за ними заколоченными избушками да припорошенные снежком так и не скошенные поля.
В салоне с экрана монитора смотрела на сидящего у планшета Санина постаревшая лет на десять ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА. Она, до подбородка укрытая одеялом, возлежит на подушке.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Ты теперь генерал у нас. Целый укрепрайон под твоим началом! Куда уж тут нам до вашего! А всё ж таки и у обычных смертных бывают свои победы. Я вот не умерла, и это такая радость! Теперь и у Фили нашего появится шанс на счастье!
Туман за окнами стал рассеиваться. Сквозь него проступает все то же: заброшенные поля с торчащей из-под снега картофельной ботвой, полуразрушенные коровники с чахлыми деревцами на разбитых шиферных крышах, покосившиеся столбы с оборванной проводкой.
САНИН неторопливо перебирает четки, смотрит на экран планшета.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
(продолжает)
Помнишь ту девушку, твою землячку, из-за которой ты выгнал его из дома? Таня её зовут. Они так любили тогда друг друга. Но, поддавшись всеобщему настроению, немного перемудрили… А ты как обычно погорячился.... А тут ещё кризис этот. Вот всё и разлетелось: и семья, и страна, да всё… Филипп укатил в Америку. А недавно с отрядом глобал-легионеров, поговаривают, вернулся. Хорошо бы найти его. И эту Татьяну тоже. Да и женить на ней. Они ведь хорошая были пара. Оба красивые, романтичные… Вот уже год, поди, они мне вместе всё время снятся…
13. ИНТ/НАТ. СРЕДНЯЯ ПОЛОСА РОССИИ. ШОССЕ. ДЕКАБРЬ. ДЕНЬ
Дорога перегорожена шлагбаумом. «Ивеко» тормозит группа бородачей в камуфляжной форме с автоматами Калашникова.
САНИН нажимает на паузу, откладывает планшет в сторону, смотрит на КРИСА.
КРИС отступил в глубину автобуса, снял с плеча автомат.
САНИН не спеша подошел к передней дверце автобуса.
Та со скрежетом распахнулась.
От импровизированного блокпоста к автобусу шел сутулый, в тулупе и валенках, бородач. В самом центре его бекеши, там, где должен быть знак различия, мерцал небольшой фонарик. СУТУЛЫЙ подошел ближе, осветил фонариком лицо САНИНА.
СУТУЛЫЙ
Куда путь держим?
САНИН
В город, по делам.
СУТУЛЫЙ
А документы есть?
САНИН
(протянул документы)
Пожалуйста.
СУТУЛЫЙ
О! Из укрепрайона?!
(вернул предписание)
Молодцы, православные, что там и говорить! Всюду дурдом, а у вас порядок!
Но САНИН не отреагировал, лишь молча следил за СУТУЛЫМ.
Тот стушевался.
СУТУЛЫЙ
Ну ладно, извините за неудобство. Счастливого вам пути.
САНИН
А ты отчего это фонарик не выключаешь? Белый день на улице.
СУТУЛЫЙ
(с улыбкой)
А это не фонарик. Это тепературомер.
САНИН
(напрягся)
Не понял…
СУТУЛЫЙ
На Псковщине вспышка чумы. Чтобы по всей России эпидемии не устроить, решили мерить температуру у проезжающих. Если зашкаливает, в изолятор.
(показал на деревянный домик у себя за спиной)
А раз в день приезжает санэпиднадзор. И если больной заразный, отправляют в Псков.
САНИН
А что же мы об этой чуме ничего не слышали?
СУТУЛЫЙ
(нехорошо засмеялся, недобро)
Ну, это уж я не знаю. Наше дело исполнять приказ. А кто там что знает чего не знает, это уж…
(замечает в глубине автобуса Криса)
А у вас, как я вижу, и иностранцы служат? Видно совсем у них за бугром зашкаливает, когда даже к нам на Псковщину кое-кто перебрался. Впрочем, не нашего ума дело. Хлеб да кашу жуем, и ладно.
САНИН
Счастливо оставаться.
13. ИНТ. АВТОБУС. ДЕКАБРЬ. ДЕНЬ
Дверцы автобуса со скрежетом закрылись. СУТУЛЫЙ молча смотрит на САНИНА.
Автобус, мягко взревев мотором, отъезжает от блокпоста.
САНИН усаживается на свое место.
САНИН
(Крису)
Какие мысли?
КРИС
Не профессионалы. А прибор дорогой, серьезный. Заодно и снимал ведь нас. Явно кого-то здесь поджидают. Надо пробить бы их по приметам.
САНИН
Вот и свяжись со штабом. А заодно уж и выясни, что тут за вспышка чумы на Псковщине?
КРИС склоняется к рации.
САНИН
(Крису)
А как он тебя с твоей стрижкой вычислил! Да и мне подлизнуть успел. Православные — молодцы… А сам так глазами и потрошит. Зарежет, не поперхнется. Если бы не болезнь Людмилы, лучше бы задержаться. Хотя продукты Москве нужны…
(смотрит на Криса)
Ну, и что там Подсолнухи говорят?
КРИС
(снимает наушники)
Чума действительно зафиксирована. Два случая в Опочке. Эфиопы беглые завезли.
САНИН
Ну, а эпидемиолог?
КРИС
Похоже — местный парень, некий батька Шпилевой. Его банда может работать на кого угодно. Лишь бы платили деньги.
САНИН
Не густо…
И снова вернулся к планшету, ткнул на «play».
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Пора бы нам примириться. И зажить одной дружной большой семьей. Ведь это так классно, Тошик!
КРИС подошел с САНИНУ.
КРИС
Что-то серьезное?
САНИН
(нажал на паузу)
Видеосообщение с нарочным по пустякам присылать не станут.