- Рассматривая перспективу
- Время параллельной действительности
- Вот и наступило будущее
- В ожидании будущего
- Фестивальная осень - 2019
- От фестиваля к фестивалю в ожидании новой книги
- Третий международный кинофестиваль в Майкопе
- IX Международный молодежный кинофестиваль «Свет миру»
- Кинофестиваль "Белые ночи"
- 41 Московский Международный кинофестиваль
- Фестиваль экранной культуры «Человеческое кино» в Новосибирске
- Московский Форум культуры
- Международный кинофестиваль "SENSUS"
- Кинофестиваль «Встречи на Вятке — 2019»
- Сто дорог
- III Международный кинофестиваль «Альтернативная Территория Кино»
- 3-й Карельский международный фестиваль фильмов для молодёжи
- VII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ
- ЭФиР 74
- Фестиваль "Фундук" в Орехово
- "Человек труда" Екатеринбург
- Второй международный кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова
- "СТАЛКЕР"
- Первый международный кинофестиваль стран Арктики
- Открытие 3-го международного кинофестиваля имени Саввы Морозова
- 11-ый кинофестиваль "Вече" в Великом Новгороде
- Встреча с читателями в рамках 23-го кинофестиваля "Литература и кино"
Андрей ГУБИН
СТАРЕНЬКИЙ ПРИНЦ
(отрывок из сценария)
НАТ. СЕЛО БУСИНО. ПАНОРАМА. ЛЕТО. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
Почти закатилось за горизонт солнце. Ясное темнеющее небо. Мы видим зарисовки небольшого села. Много заброшенных домов. Дорогу, разрезающую село пополам. Заросшие сорняками огороды. Возле одного дома самодельную вышку с большим фонарем наверху. Мужчина средних лет забирается на нее. Он с улыбкой включает яркий фонарь. Свет от него сильный, освещающий часть домов села. Взгляд наш поднимается в темное небо, наполненное звездами. Вдруг, с шипением и треском, небо рассекает, оставляя яркий след и искры, огненный шар, который падает неподалеку от села на берег реки. Некоторое время в том месте полыхает огонь. Он постепенно гаснет.
ИНТ. БОЛЬШАЯ КОМНАТА В ДОМЕ СЕМЬИ БУСИНЫХ. ЛЕТО. ДЕНЬ.
За обеденным столом по слогам читает книжку восьмилетний мальчик Дима. ДИМКА — так его все обычно зовут. В кухне МАМА ГАЛЯ жарит котлеты. За распахнутым окном — лето, видны залитые солнечным светом соседние домики деревеньки Бусино. В этой деревне и живет всю свою сознательную жизнь Димка. Мальчик переворачивает последнюю страницу книги. Дочитывает.
ДИМКА
(читает по слогам)
«…Это, по-моему, самое красивое и самое печальное место на свете. Этот же уголок пустыни нарисован и на предыдущей странице, но я нарисовал еще раз, чтобы вы получше его разглядели. Здесь Маленький принц впервые появился на Земле, а потом исчез. Всмотритесь внимательней, чтобы непременно узнать это место, если когда-нибудь вы попадете в Африку, в пустыню. Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой! И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы уж конечно догадаетесь, кто он такой.
(замолчал, задумался, смотрит в книгу)
Тогда — очень прошу вас! — не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся…» Все. Мам, я дочитал. Мам, все!..
МАМА ГАЛЯ
(за кадром)
Слышу, слышу!
ДИМКА захлопывает книгу, соскакивает со стула, и, прихватив ее с собой, бежит к маме на кухню. На кухне жарко. Шкварчат на сковородке котлеты. МАМА ГАЛЯ режет огурцы. Димка останавливается рядом с матерью. Открывает последнюю страницу книги и тычет пальцем в рисунок.
ДИМКА
Мам, а это место далеко от нас?
МАМА ГАЛЯ перестает резать огурцы. Вытирает краем передника лицо и, прищурившись, внимательно изучает рисунок Экзюпери на последней странице в книжке «Маленький принц». На рисунке два бархана и звездочка над ними.
МАМА ГАЛЯ
Сынок, ты же читал только что. Это место в Африке. Ну, и к тому же это сказка, а в сказке все истории придуманы. То есть этого места на самом деле нет. Писатель его выдумал. Ну и нарисовал здесь. Ему так захотелось.
ДИМКА
Тогда зачем он просит написать ему?
МАМА ГАЛЯ
Что написать?
ДИМКА
Ну, если кто встретит маленького принца, тот должен ему написать, что встретил его.
МАМА ГАЛЯ
(нервно)
Кому написать-то?
ДИМКА
Вот этому…
ДИМКА долго переворачивает книгу лицевой стороной кверху. У него не сразу получается. Книжка пару раз падает на пол. Наконец он читает.
ДИМКА
Ан-ту-ан де Сент Эк-зю-пе-ри. Вот ему написать скорей надо, если встретишь Маленького принца. Он сильно просит, чтобы не печалиться.
МАМА ГАЛЯ
Слушай, не мешай! А! Вот, котлеты из-за тебя подгорели. Горе мое! Иди уже в комнату.
МАМА ГАЛЯ выпроваживает ДИМКУ из кухни. Сама же начинает переворачивать изрядно протестующие шипением котлеты с подгорелой стороны на неподгорелую. ДИМКА вновь в задумчивости садится за стол. Открывает последнюю страницу и, нахмурившись, изучает рисунок.
ДИМКА
Мам! Я вспомнил! У нас у речки похожее место есть. И звезда там такая же горит. Мы с папой видели на рыбалке.
МАМА ГАЛЯ
(из кухни)
Димка, не мешай, я тебя прошу. Скоро отец придет на обед, а у нас ничего не готово!
ДИМКА подпер обе щеки кулаками и, все так же хмурясь, продолжает изучать картинку.
НАТ. ВОЗЛЕ ДОМА ЛЕТЧИКА. ЛЕТО. ДЕНЬ.
От последнего по улице старого дома на окраине села Бусино отъезжает «Нива». Вслед удаляющейся в пыли машине смотрит ЛЕТЧИК (50). Это ИВАН АНТОНОВ. Он щурит глаза и что-то шепчет неслышно сухими губами. В руках у него коробка с набором для склейки модели самолета.
Машина скрывается за поворотом. Вокруг полуразвалившиеся пустующие дома. Некогда жилые, а теперь, как и во и многих вымирающих селах России, стоят заброшенные, с разбитыми стеклами. ИВАН медленно заходит в калитку. Он направляется в дом, но останавливается от окрика женского голоса.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
(за кадром)
Иван, твой приезжал, что ли?
ИВАН останавливается и медленно оборачивается. Он видит взрослую дородную женщину ТАТЬЯНУ (45-50). Она деловито, по-хозяйски подбоченившись, вызывающе смотрит на ЛЕТЧИКА.
ЛЕТЧИК
Мой приезжал. Мой… А что?
ТАНЯ КОРОЛЕВА
А ничего. Вижу, любит тебя шибко. Все подарками балует. Игрушку для тебя привез опять. А что, продуктами не может отцу помочь? Бедный он у тебя, что ли?
ЛЕТЧИК
А зачем мне продукты? Я сам себя кормлю. У меня все есть. Вон, в огороде растут продукты.
ИВАН собирается зайти в избу.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
(за кадром)
Может в дом пригласишь? Все-таки соседи. У меня для тебя разговор имеется.
ИВАН с неохотой оборачивается.
ЛЕТЧИК
В дом? Можно и в дом. Ну, заходи… Только у меня не убрано.
ИНТ. В ДОМЕ ЛЕТЧИКА. ЛЕТО. ДЕНЬ
В доме действительно беспорядок. Настоящий мир старого холостяка. В порядке только многочисленные полки с моделями всевозможных самолетов разных времен стран и эпох. Сквозь стекла окон, не мытых много лет и напрочь засиженных мухами, льется рассеянный свет.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Твой дом без хозяйки скоро совсем в свинарник превратится. Зарос грязью. Не стыдно?
ТАТЬЯНА с презрением пинает в угол лежащий на полу веник.
ЛЕТЧИК
Чего мне стыдиться? Гости ко мне редко приходят. А для меня и так хорошо.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
А я?
ЛЕТЧИК
Что ты?
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Я не гость?
ЛЕТЧИК
Ты? Да ты почти родня. А для родни чего прибираться? Да ты и сама напросилась в дом. Я тебя предупреждал, что не убрано у меня. Так что пеняй на себя.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Значит, родня я тебе? Слушай, нас в селе с десяток калек мыкается, а ты за весь год только раз и заглянул. Вот и я второй раз за год к тебе напросилась. Так, знаешь, с родней не поступают.
ЛЕТЧИК
А как поступают?
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Совсем одичал. С ума сойдешь здесь в одиночку…
ЛЕТЧИК
А хоть бы и сойду. Тебе-то что?
ТАНЯ КОРОЛЕВА
(с неприкрытой издевкой, но не зло)
Так выясняется — родня ты мне. Переживаю за тебя…
ТАНЯ кокетливо, но властно потрепала ИВАНА по голове.
ИВАН раздраженно откинул голову.
ЛЕТЧИК
Какое у тебя ко мне дело?
ТАНЯ грузно уселась на стул и нагло с ухмылкой посмотрела на хозяина дома. Она по-мужицки раздвинула ноги под юбкой и скрестила руки на мощной груди.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Летчик. Настоящий летчик. Летаешь черт знает где. На детских самолетиках летаешь, а приземлиться все никак не можешь. Что за мужик нынче пошел?! Парит мужик, понимаешь, в облаках, а Россия вымирает, зарастает и кончается…
ЛЕТЧИК
Ты дело говори…
ТАНЯ КОРОЛЕВА
А я дело и говорю. Ты послушай…
ЛЕТЧИК
Да я слушаю…
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Нет, ты послушай. Ты не слушаешь, а перебиваешь…
ЛЕТЧИК
Танька, брось ты свои замашки королевы. Если бы ты начальницей была, то не сгнивала сейчас в нашей дыре. А жила бы как раньше в городе у себя в хоромах. В офисе своем руководила бы. Говори по-простому…
ИВАН демонстративно, бросив коробку на стол, отвернулся к окну. ТАНЯ крепко встала на ноги.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
По-простому, так по-простому. Я, летчик, к тебе за помощью пришла.
(смотрит на Летчика, тот молчит)
Обижают меня. Теперь как мужика тебя о защите хочу попросить.
ЛЕТЧИК
Обижают? Тебя? Да тебя обидишь!!! Сама кого хочешь в землю вроешь.
ИВАН смотрит на ТАНЮ злыми глазами. ТАНЯ вплотную надвигается на ИВАНА.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Не могу я в этот раз в землю врыть кого хочу. Представь. Не получается.
ЛЕТЧИК
Я что-то не пойму. Ты о чем собственно меня просишь?
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Хочу я, Иван, посмотреть, сможешь ли ты защитить одинокую беззащитную родственницу? То есть меня.
ЛЕТЧИК
Помилуй, от кого?
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Вот это уже мужской разговор.
ТАНЯ опять бухнулась на стул, достала из кармана сигарету. Закурила и, смачно затянувшись, продолжила.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Вот представь, Ваня: живет одинокая всеми оставленная баба. Никого не трогает. Никому не мешает. Строит она свою жизнь тяжело и безропотно. Несет свой нелегкий бабий крест. И вроде все у нее с горем пополам получается, но…
ТАНЯ встает со стула и, заложив руки за спину, начинает медленно прохаживаться по комнате.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Находятся некоторые представители мужского пола, что вмешиваются в эту бабью жизнь бесцеремонно. А самое главное, без всякого приглашения! И рушат до основания эту с трудом построенную бабью жизнь. Как ты думаешь — это правильно?
ТАНЯ подходит к ИВАНУ и, оттолкнув его, садится на подоконник перед ним, попыхивая сигареткой.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Я тебя как мужика спрашиваю — это правильно?
ЛЕТЧИК
Ты сейчас о ком говоришь?
ТАНЯ КОРОЛЕВА
А хочешь узнать?
ЛЕТЧИК
Будь так добра, поведай!
ТАНЯ КОРОЛЕВА
А поможешь?
ЛЕТЧИК
Если ты о себе несчастной и обиженной, помогу как смогу… И чем смогу…
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Ну, тогда пойдем. Все сам и увидишь… Пойдем, пойдем.
НАТ. ВОЗЛЕ ДОМА ТАТЬЯНЫ. ЛЕТО. ДЕНЬ.
ТАНЯ и ИВАН заходят через калитку в просторный двор Татьяниного дома. У хозяйки все хорошо. По двору бегают куры, в хлеву визжат свиньи. Дом большой и ухоженный. На веревках висит свежевыстиранное белье. ТАНЯ ведет ИВАНА к сараю.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Заходи, не стесняйся. В грязи не увязнешь. У меня чисто.
ЛЕТЧИК
Я не стесняюсь. Что, позвала хозяйством похвастаться?
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Перед тобой, что ли, хвастаться? Нет, я тебе поинтереснее что-то покажу. Давай сюда.
ТАНЯ открывает крепкую дверь сарая, закрытую на амбарный замок.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Заходи, полюбуйся.
ИНТ. ВНУТРИ САРАЯ. ЛЕТО. ДЕНЬ.
Дверь открыта. В сарае все то, что и должно находиться в подобном сельском помещении на стенах и около них. И… На полу возле подпорки-столба — ворох скрученных окровавленных веревок.
ЛЕТЧИК
Что это?
ТАНЯ в ошеломлении молчит, уставившись на веревки. Долгая напряженная пауза на фоне звука жужжащих мух.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Он только что был здесь. Но как он смог вырваться?
ЛЕТЧИК
Кто он? Кто был здесь?
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Я сама хотела узнать — кто он? Вот тебя для опознания и пригласила. А его уже нет…
ЛЕТЧИК
Ты толком говори, что произошло?
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Да пропади он пропадом!!!
ТАНЯ с силой бет своим могучим кулаком в столб-подпорку. Задрожали стены. Она гневно разворачивается лицом к ИВАНУ.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Вот вы мужики все знаете, все умеете… Так ты мне скажи, умник…
ЛЕТЧИК
Я не умник…
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Хорошо, скажи мне не умник: почему вам можно над бабами издеваться безнаказанно, а мы, бабы, чуть не такое слово сказали — сразу дуры!!! А?
ЛЕТЧИК
(пригрозил)
Ты растолкуешь что произошло, или я ухожу!
ИВАН резко разворачивается и направляется к двери сарая.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Стой, стой, Ваня. Летчик, не улетай. Мне поговорить с тобою надо. Правда. Сейчас поймешь. Сядь, сядь.
ТАНЯ с силой, но ласково сажает ИВАНА на бочонок. Сама садится перед ним на колени.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Видишь эти веревки?
ЛЕТЧИК
Ну…
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Ими был недавно связан тот, кто очень сильно меня обидел. Точно. Очень сильно. И я позвала тебя, чтобы ты мне помог… Заступился за меня. Хотя бы как мужик спросил с него за меня… Хотя бы…
ТАНЯ, безудержно зарыдав, уткнулась в коленки ИВАНУ. Она содрогалась всем телом. ИВАН опешил. Он неуверенно пару раз притронулся к широким плечам ТАНИ.
ЛЕТЧИК
Ты расскажи, что случилось. Ну не плачь, не плачь.
ИВАН начал поднимать женщину с колен, но та, вырвавшись, резко отошла к раскрытой двери и остановилась, смотря во двор.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
(шмыгая носом)
Мне ведь особого ничего не надо. Да, прогорела я в городе. С грохотом прогорела. Убежала из города. С кем не бывает. В деревню в дом родительский поселилась. Себя подняла как могла. Людей оставшихся поднимать стала. И что — за это можно бабе в душу плевать?! Вот и этот, что был здесь… Как живешь, для чего, говорит, живешь? А смысл какой? Зачем в душу лезть?! Зачем все там вверх дном переворачивать?!!! Зачем?!!!
ТАНЯ подбежала к ИВАНУ и стала трясти его за грудки.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Вот ты же в душу никому не лезешь. Ты вот заперся от мира со своими самолетиками и никого не трогаешь. Почему кто-то лезет своими грязными руками прямо в сердце и считает, что так и должно быть?! Я для того тебя и позвала, чтобы ты спросил у него: зачем он так со мной?!!!
ТАНЯ уткнулась в плечо ИВАНУ. Рыдает.
ЛЕТЧИК
К тебе кто заходил-то?
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Заходил, как видишь… Но, как… трус исчез. Вон веревками его связала, чтобы не убежал от ответа. Тебя пригласила как свидетеля… Как мужика. Чтобы спросил с гада за меня… За меня некому заступитбся. Все сама. Но сил уже нет быть одной… За все в ответе…
ЛЕТЧИК
Крепко, видать, связала. Так кто же это был?
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Мне самой интересно — кто это…
ЛЕТЧИК
Не из наших?
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Если бы… Урод какой-то. Под окнами вчера вечером появился. Как снег на голову. Откуда — Бог ведает.
ЛЕТЧИК
Он что, тебя хотел того-этого?..
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Чего?!
ТАНЯ со смехом оттолкнула ИВАНА.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Если бы! От вас, мудаков, дождешься того-этого! Душу он мою изнасиловал, понимаешь?! Душу всю вывернул! Я жить теперь не смогу от его слов! Я была перед ним беззащитна, а он получал от моей боли удовольствие! Всю меня истоптал, сволочь!!!! Связала я его, чтобы вы, мужики, днем с ним разобрались. Да куда уж там. Колька водку жрет. Филька спит. Егор считает опять что-то. О Гришке чокнутом вообще молчу… Вот ты и остался…
ЛЕТЧИК
А что от меня-то хотела? Я-то зачем тебе?
ТАНЯ вздохнув, медленно обошла ИВАНА кругом. Потом остановилась перед ним, склонила голову на бок, горько улыбнулась.
ТАНЯ КОРОЛЕВА
Иди, Ваня, домой. Клей самолетики, летчик!