- Рассматривая перспективу
- Время параллельной действительности
- Вот и наступило будущее
- В ожидании будущего
- Фестивальная осень - 2019
- От фестиваля к фестивалю в ожидании новой книги
- Третий международный кинофестиваль в Майкопе
- IX Международный молодежный кинофестиваль «Свет миру»
- Кинофестиваль "Белые ночи"
- 41 Московский Международный кинофестиваль
- Фестиваль экранной культуры «Человеческое кино» в Новосибирске
- Московский Форум культуры
- Международный кинофестиваль "SENSUS"
- Кинофестиваль «Встречи на Вятке — 2019»
- Сто дорог
- III Международный кинофестиваль «Альтернативная Территория Кино»
- 3-й Карельский международный фестиваль фильмов для молодёжи
- VII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ
- ЭФиР 74
- Фестиваль "Фундук" в Орехово
- "Человек труда" Екатеринбург
- Второй международный кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова
- "СТАЛКЕР"
- Первый международный кинофестиваль стран Арктики
- Открытие 3-го международного кинофестиваля имени Саввы Морозова
- 11-ый кинофестиваль "Вече" в Великом Новгороде
- Встреча с читателями в рамках 23-го кинофестиваля "Литература и кино"
Синопсис
сценария многосерийного остросюжетного кинофильма по мотивам романа Ю. Семёнова «Приказано выжить» (продолжение истории: «Семнадцать мгновений весны»)
Фильм – это продолжение истории Штирлица от момента его возвращения из Берна в марте 1945 года (куда он отвёз спасённую советскую разведчицу-радистку Катю Козлову «фрау Кин») до его нелепого тяжёлого ранения и переправки в бессознательном состоянии в Италию, а затем – в Испанию по тайным каналам организации по спасению членов СС.
В то время, когда Штирлиц снова вернулся в Германию, он ещё не знал о том, что Мюллеру известно о его связи с советской разведкой.
Но Мюллер не арестовывает Штирлица, потому что ведёт свою игру: Штирлиц нужен ему для того, чтобы передать в Кремль огромный массив дезинформации и сфабрикованных материалов на верхушку советского руководства, после чего (по его расчётам) в Москве начнётся новый виток репрессий, не сравнимый с тем, который имел место в конце тридцатых.
Для этого он шантажирует и вынуждает генерала Гелена (начальника разведуправления «Иностранные армии Востока» генерального штаба рейха) передать ему соответствующие компрометирующие разведматериалы.
Но, чтобы Штирлиц не смог уйти в последний момент, не выполнив его задумку, Мюллер фабрикует на него улики в убийстве: сначала личного шофёра Мюллера Ганса, представленного к нему в его квартире, затем профессора лингвистики ДагмарФрайтаг, отправленную резидентом Шелленберга в Швецию, и, наконец,Вальтера Рубенау, адвоката, еврея, узника концлагеря, которого якобы он вызволил из застенков затем, чтобы наладить через швейцарских раввинов канал для «бегства».
На самом деле Мюллер и Борман подготовили другоймаршрут для эвакуации из блокированного Берлина в последний момент.
Для того, чтобы план побега не сорвался, Борман организует «самоубийство» Гитлера, компрометацию его личного помощника и родственника Германа Фегеляйна, личного фюреровскоговрача Карла Брандта и даже всемогущего Германа Геринга, и вводит в действие собственного двойника в рейхсканцелярии.
Фильм не раскрывает тайну побега Бормана, но рассказывает о том, что Мюллер в конце концов убывает на подводной лодке из одного из германских портов в Аргентину.
Для того, чтобы Штирлиц поверил в подлинность подсунутых ему бумаг, Мюллер устраивает целый «спектакль» с его разоблачением, пытками, попытками заставить заговорить путём инъекции «сыворотки правды» и т.п. Мюллер с этой целью пожертвовал даже своим самым ценным помощникомОйгеномШритвассером, штурмбаннфюрером СС, взорванным адской машинкой в тот момент, когда он отвёл Штирлица в туалет.
Контуженный, но живой Штирлиц, который якобы случайно видел эти увесистые портфели с документами, когда его специально водили по коридорам конспиративной базы Мюллера в туалет и обратно, достаёт их из сейфа и выносит на берлинскую улицу с целью выйти на своих.
Но тут в дело вмешивается нелепый случай: сержант Красной армии разведчик Глеб Прошляков, увидев офицера в чёрной эсэсовской форме, несущего два кожаных баула, стреляет в него. Но в тот же миг падает, убитый бойцом гитрлерюгенда.
Тот подбегает к раненому Штирлицу и, видя, что тот ещё жив, вызывает помощь. Штирлица эвакуируют по незаблокированному ещё каналу спасения членов СС. А портфели с «ценными» документами превращаются в мусор под гусеницами советского Т-34.
Через некоторое время Штирлиц попадает в клинику и на реабилитацию в Северную Италию, а затем и вофранкистскую Испанию. Могучий здоровый организм советского разведчика помог ему выжить и… обрёк на новый виток его злоключений на чужбине.
Кроме Мюллера и Бормана во время окружения Берлина стараются убежать: генерал РейнгардтГелен (он под видом эвакуации архива в «Австрийский редут», уходит к союзникам через швейцарскую границу и сдаётся американцам); а Вальтер Шелленберг, захваченный англичанами, в обмен на жизнь, начинает сотрудничество с ними.
Вызывают живой интерес отношения Штирлица с женщинами. Принято считать, что советский разведчик должен быть высоко моральным и верным. Он, действительно, через все испытания проносит любовь к своей единственной жене Сашеньке, которая живёт в СССР.
Но, в нацистской Германии холостой одинокий мужчина, да ещё на такой должности, мог быть заподозрен в гомосексуализме и подвергнут заключению в концлагерь или уничтожению.
Штирлиц-Исаев был обычным мужчиной. Это подтверждает сцена его свидания с ДагмарФрайтаг на её квартире перед отправкой её в Швецию. Очень трогательная и драматичная история связи Штирлица с неординарной женщиной (он решается использовать её для связи с советской разведкой), их общения на темы славянской мифологии и лингвистики задевает душу.
Красной линией проходят в фильме воспоминания Штирлица о его детстве, о его отце, о жене. Лёжа пристёгнутым наручниками на жёстком диване на конспиративной базе Мюллера, окружённый его остервеневшими подручными, думая об отсутствии в нацистской Германии общественной жизни, об ощущении тяжёлого, «болотного» запаха, который царствовал в рейхе; либо об истерике фюрера и вое толпы, о ранней тишине на улицах и «расфасованности людей по квартирам: ни личностей, ни чести, ни достоинства», он вспомнил, как ещё до революциибыл свидетелем яркого диспутао русской литературе среди революционеров, в котором участвовал соратник В.И. Ленина и Ю.О. Мартова В.В. Воровский. Диспут был организован его отцом В.А. Владимировым в их цюрихской квартире. Воровский тогда выступал с коротким докладом о сущности нигилизма в русской литературе, а 15-летний Всеволод жадно впитывал всё, что тогда говорилось, навсегда пронеся в памяти «прекрасный дух жаркого спора».
Отсылки к недавней истории помогают построить цельный образ советского разведчика. Во время его возвращения в Берлин он вспомнил нелегальную встречу осенью 1937 года с В. Антоновым-Овсеенко, генеральным консулом СССР в воюющей Испании, которому подчинялась резидентура. Консул тогда сказал ему, предвосхищая вопрос о возвращении на родину: «…борьба с фашизмом – а он многолик, как оборотень, – только ещё начинается, и это будет долгая и кровавая борьба.Знаешь, мне, как человеку военному, известны все военные приказы... Но есть один, которого нет в уставах: «Приказано выжить»...
Действия основных персонажей фильма: Штирлица, Мюллера, Бормана,Гиммлера, Кальтенбруннера,Шелленберга, подчёркиваются противоречивыми и драматичными картинами внутри- и внешнеполитической деятельности верхушки руководства США: Ф. Рузвельта, У. Донована, Дж. Гувера, А. Даллеса и других. Они раскрывают для зрителя скрытые от простого обывателя механизмы и причины тех или иных событий в мире. Они показывают: с одной стороны, крайне эгоистичную, лицемерную, беспринципную игру тех, кто в тайне поддерживал и обеспечивал приход нацистов к власти в Германии в 1933-м году, кто под надуманными предлогами разворачивал оголтелую антикоммунистическую кампанию 20-х 30-х годов в США, а с другой – здоровые честные силы их противников на фоне Второй мировой войны.
Слова апостола Луки, взятые эпиграфом этого фильма как раз о нашем времени, в котором правда подменена откровенной ложью, а ценности фальшивые выдаются за истинные.