- Рассматривая перспективу
- Время параллельной действительности
- Вот и наступило будущее
- В ожидании будущего
- Фестивальная осень - 2019
- От фестиваля к фестивалю в ожидании новой книги
- Третий международный кинофестиваль в Майкопе
- IX Международный молодежный кинофестиваль «Свет миру»
- Кинофестиваль "Белые ночи"
- 41 Московский Международный кинофестиваль
- Фестиваль экранной культуры «Человеческое кино» в Новосибирске
- Московский Форум культуры
- Международный кинофестиваль "SENSUS"
- Кинофестиваль «Встречи на Вятке — 2019»
- Сто дорог
- III Международный кинофестиваль «Альтернативная Территория Кино»
- 3-й Карельский международный фестиваль фильмов для молодёжи
- VII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ
- ЭФиР 74
- Фестиваль "Фундук" в Орехово
- "Человек труда" Екатеринбург
- Второй международный кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова
- "СТАЛКЕР"
- Первый международный кинофестиваль стран Арктики
- Открытие 3-го международного кинофестиваля имени Саввы Морозова
- 11-ый кинофестиваль "Вече" в Великом Новгороде
- Встреча с читателями в рамках 23-го кинофестиваля "Литература и кино"
МАРШРУТ.0
Сценарий полнометражного художественного фильма
Жанр: Драма /Фантастика
(отрывок)
1. НАТ. УТРО. МОСКВА. Вагон электрички.
Наши дни. Вагон раскачивается на стыках, хмурые, заспанные лица людей. В вагоне довольно плотно, публика смешанная: офисные клерки, рабочие-азиаты, группа кавказских юношей. Последние ведут себя шумно и вызывающе, пассажиры смотрят на них настороженно.
Миловидная шатенка (невысокая, коротко стрижена, изящного, скорее хрупкого сложения) в темных брюках и черной куртке (Анна) зажата в толпе, выход ей перекрывают две дородные тетки с клетчатыми сумками, диктор объявляет станцию, вагон рывком останавливается.
Анна протискивается к выходу, двери за ее спиной с шумом захлопываются, как бы отрезая девушку от остального мира. Вопиющее одиночество в толпе.
Безликая толпа вываливает из вагонов, люди кажутся пигмеями на фоне огромных офисных зданий. А н н а идет в густой неприветливой толпе, заходит в высотное здание, турникеты за ее спиной щелкают, как будто проглатывают.
Стиснутая в лифте, как до этого вагоне, она чувствует себя никому не нужным незаметным винтиком огромного бессмысленного механизма.
Показать аналогии из мира техники: например движущийся механизм или шестеренки часов, иные детали, указывающие на тупой автоматизм.
2. Инт. утро того же дня. Квартира Алекса.
Худощавый высокий брюнет в безукоризненном офисном костюме (Алекс) прощается на пороге со своей девушкой (Н а с т е й), высокой загорелой девушкой с идеальной фигурой и капризным красивым лицом.
Н а с т я
(поправляя ему галстук)
Алик, только не задерживайся сегодня.
А л е к с
(замявшись)
Ну, у нас там небольшой корпоратив намечается.
Н а с т я
Дома выпьем c твоими родителями. Ты надеюсь не забыл, что у нас сегодня помолвка?
(с хитрецой)
Не хочешь проехаться в офис на новенькой машинке?
(с придыханием)
На нашей малышке. Хотя, я все же думаю, нам стоило бы завести машинку побольше.
А л е к с
Насть, они у меня люди простые, я же тебе говорил. Не стоит официоза разводить. Водочку и нарезки – и всех делов. Да, отчим еще соленья любит.
Н а с т я
(истерично)
Да ты с ума сошел? Что они обо мне подумают? Нет, ты как хочешь, но я все устрою как полагается. Я так стараюсь, а ты хотя бы из вежливости поучаствовал! Ты совсем меня не любишь!
А л е к с
(примиряюще обнимает ее)
Лапа моя, я очень тебя люблю. Да, и ценю. Особенно твой пыл
(целует)
и организаторские способности.
С видимым облегчением выходит из дома. Чистит щеткой припаркованную у подъезда двухместную “Ауди”, прежде чем залезть в салон, тщательно отряхивает с ног мокрый снег. Аккуратно, чтобы не хлопнуть дверью, садится внутрь, любовно поглаживает руль. Шум улицы стих. Машина плавно трогается. По проспекту мимо него проходит колонна техники, очищающей дорогу от снега. Его машину заваливает грязным снегом.
Алекс с досады гудит и показывает средний палец вслед колонне, включает радио. Попадает на какой-то восточный мотив и тут же, чертыхнувшись, переключает, какое-то время перепрыгивает с канала на канал: то попса, то новости, останавливается на музыкальной волне.
ГОЛОС ПО РАДИО
(Песня из кинофильма “Земля Санникова”, композитор Александр Зацепин, cлова Леонида Дербенева.)
“Призрачно все в этом мире бушующем, есть только миг – за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь”.
Алекс хмыкает, но оставляет магнитолу работать на ретроволне, едет, насвистывая в такт мелодии песни. Издалека всплывают, словно призраки, здания офисного комплекса.
3. Инт. УТРО. МОСКВА. Офис Анны
Ухоженные женские руки, пальцы с аккуратным маникюром. Женщина что-то быстро уверенно печатает на клавиатуре, несколько раз меняет шрифты и расположение букв на экране.
Лист с черными строчками выходит на печать и остается лежать в принтере рядом с ее столом.
Звонок мобильного (на дисплее определяется номер – звонит мать героини) отрывает ее от этого занятия.
Анна в возбуждении расхаживает по офису, видно как за стеклянной дверью мечется ее тень. Слов телефонного разговора не слышно. Анна в сердцах швыряет мобильный на стол, достает из ящика стола упаковку таблеток. Разламывает блистер с таблетками и запивает одну из пластикового стаканчика. Потом, поколебавшись, берет еще одну таблетку.
4. Инт. Подпольная квартира – день.
Та же восточная мелодия, которую переключил на своей магнитоле А л е к с. Мы видим руки нескольких мужчин, cобирающих взрывное устройство на обычном кухонном столе.
Собранное устройство осторожно укладывают на дно большой спортивной сумки. Один из мужчин поднимает ее, жилы на его полуобнаженной до локтя руке напрягаются от тяжести смертельного груза. Голос за кадром дает указания по-арабски (без перевода).
За окнами квартиры – полуразрушенное здание старинной мечети. Оседает пыль от взрыва. (Пейзаж за окнами говорит о происходящем вдалеке от Москвы, возможно где-то на Ближнем Востоке.)
5. Инт. Утро. Офис Влада
Молодой человек (28 лет) в костюме, с наушниками и в легкой ветровке (Влад) заходит в cвой отдел. Панорама: опен спейс, разделенный на блоки перегородками. По стенам – красочные рекламные плакаты детского питания. В л а д заходит в отдельный кабинет, садится в крутящееся кресло, смотрит в панорамное окно, откинувшись на спинку и забросив ноги на подоконник.
Внизу по третьему кольцу еле тащатся в пробке крошечные машины, в другом секторе обзора – Москва-река скована подо льдом и покрыта снегом.
Заходит секретарша и заносит свежеотпечатанные образцы рекламы. Крупно:
надпись на рекламе с улыбающимися румяными детишками и юной, сияющей мамой: “Фруттолей – с нами веселей!”
В л а д, не снимая наушников и cлегка покачиваясь в такт музыке, подписывает контрольный экземпляр и отдает секретарше, остальные кладет себе на стол.
Когда секретарша выходит, Влад с досадой рвет образцы и комкает клочки бумаги и зашвыривает их со всей силы, стараясь точно попасть в корзину в другом конце своего кабинета. По стенам – рекламные плакаты, дартс с воткнутыми в него дротиками. Влад подбадривает себя улюлюканьем.
В кабинет засовывается слегка запыхавшийся Алекс.
А Л Е К С
Здорово, только тебя и ждем. Где тебя носит? Главный уже два раза на часы смотрел. Третий звонок – последний.
В Л А Д
(снимая куртку)
Знает уже, что я у клиента сайн-офф на Фруттолей получил? Ты слайды презентации перекинул?
А Л Е К С
(раздраженно)
Да знает он. Опять шлялся до утра по клубам? Пошли уже.
Влад легко спрыгивает с кресла и, надев любезно-озабоченную маску, спешит на встречу с таким видом, как будто его оторвали от дела государственной важности.
6. Инт. день. Конференц-ЗАл
В конференц-зале в углу стоит наряженная елка, под ней – подарки. Шумно, все постепенно рассаживаются, наливают чай-кофе, атмосфера расслабленная, предпраздничная.
На фоне больших экранов с фотографиями лучших сотрудников – директор компании. Доносится приглушенный звук поздравлений и дружные аплодисменты. Среди награждаемых сотрудников – Алекс. Энергичный, загорелый мужчина за сорок (шеф) в костюме Cанта-Клауса трясет его руку и хлопает по плечу. Со словами «так держать» вручает подарок от фирмы.
А л е к с открывает коробку, хитроумно упакованную и перевязанную ленточками. Одобрительный гул голосов нарастает. На руке Алекса – крупным планом – подаренные “командирские” часы.
Вызывают Влада, он не слышит, задумчиво крутит в руке бокал с шампанским, его теребит за рукав пиджака соседка. Он рассеянно обводит всех взглядом, как бы не понимая, где находится.
Перед внутренним взором Влада: горящий остов маршрутного такси, полицейские сирены, движущиеся тени людей, наплывает кадр крупным планом – полное надежды лицо Анны.
В л а д мучительно морщится, трет висок.
(Перебивка)
Анна в своем кабинете. Движения ее сосредоточены и внешне спокойны. Она собирает вещи со стола (на нем никаких безделушек и фотографий – только бумаги и телефон), кладет в сумочку мобильный и лист бумаги из принтера.
7. Канун Нового года. Торговый комплекс, Москва – День
В магазине женского белья с вызывающими раздетыми манекенами в витрине Анна на кассе оплачивает покупку. Из сумочки у нее выпадает файл, в него аккуратно вложен листок с напечатанным текстом, который не читается.
Анна на какое-то время замешкалась в дверях, пытаясь ответить на звонок телефона. Увидев, что снова звонит мать, она нажимает отбой.
Продавщица в это время о чем-то говорит с охранником. Тот видит упавший на пол файл и спешит к А н н е. Берет ее под локоть. Девушка отрицательно качает головой. Он продолжает ее удерживать и делает знак продавщице. Анна вырывает у него из рук файл с листком бумаги и стремительно выходит из магазина.
(слов не слышно из-за громких и диссонирующе радостных предновогодних песен, льющихся из динамиков. Звучит “Джинг Беллс”.)
8. Нат. День. На выходе из Торгового комплекса
Люди с гружеными тележками выходят из комплекса, суетливо вытаскивают из них покупки и штурмуют такси и автобусы.
В л а д, груженный подарочными пакетами, едва не выпадает из вертящихся дверей, проваливается по щиколотку в хлипкую жижу, его модные вишневые мокасины оказываются насквозь мокрыми. На улице темно, только призрачный свет фонарей, идет дождь со снегом. Такси все разобраны.
Видя толпу на остановке, он вместе с Алексо м, также обвешанным покупками, озирается в поисках такси, но видит только толпу на остановке автобуса и газующую вонючими выхлопными парами замызганную маршрутку с проступающей под натеками грязи надписью на борту:
“ Мы откроем для Вас новый мир.”
ВЛАД
(ухмыляется и показывает на надпись своему приятелю).
Ну что – готов к путешествию в новый мир?
Алекс
(раздраженно).
Я ж тебе говорил – не надо было пить. Сейчас бы ехали на моей новенькой Ауди
(произносит с гордой нежностью)
– и горя не знали. Впрочем, куда тебе торопиться, в клуб твой раньше полуночи все равно нет смысла ломиться, это у меня сегодня смотрины, черт бы их побрал. Настя телефон с самого утра обрывает. Вот опять звонит, не буду брать. Ладно, давай, что ли такси вызовем, ты же несерьезно насчет этой жестянки?
Влад
(иронично)
Почему, очень даже серьезно. Надо быть ближе к народу. Или ты уже возгордился и воспарил над нами грешными? Ну конечно, ты у нас теперь не просто офисный планктон, а победитель конкурса “сейлз менеджер года”. За тебя ж и пили, о неблагодарное ты существо – человек! Поехали что ли, Москва застыла в пробке в ожидании Нового года.
Влад рывком открывает заедающую дверь, согнувшись и шурша пакетами приятели пролезают в тесное нутро, надрывно чихает мотор. Из динамиков маршрутки несется бесконечная восточная мелодия “черные глаза”.
В маршрутке уже сидят двое мужчин – кавказцев. Старший из кавказцев (Рамзан) начинает торопить водителя (Н а з и м а), протягивая тому несколько сотенных купюр, но Н а з и м не трогается с места, пока в маршрутку не садится следующий пассажир (Анна).
Алекс брезгливо озирается, кладет пакеты на свободное место сбоку. В пакетах позвякивает. Он озабочен тем, чтобы ценный груз не разбился от рывков маршрутки при резких маневрах водителя, лавирующего в пробке, придерживает пакеты.
Анна передает через Влада за проезд, их руки встречаются, в его глазах смутное узнавание. Она тихо, неуверенно бормочет: “Привет”.
Мужчины – кавказцы говорят между собой по-чеченски, по интонации можно догадаться о том, что они о чем-то ожесточенно спорят.
9. Нат. Въезд с кольцевой в Ясенево – ДЕНЬ
Дорога, покрытая заледеневшей коркой, блестит в свете фонарей. Раздолбанная маршрутка, надсадно взвыв на подъеме и запустив в салон душные пары бензина, неуправляемо cкользит по льду. Машину заносит, разворачивает поперек дороги, слышен визг тормозов, звон стекла.
Водитель Назим
(дергает рычаг, потом в сердцах ударяет кулаком по внезапно смолкшей магнитоле, смачно ругается по-своему и резко, повернувшись вполоборота грузным телом к салону, кричит в адрес обомлевших пассажиров)
Все. Приэхали. Мушчыны – виходи, талкат будим.
На несколько мгновений воцаряется тишина. Слышно как за окнами воет метель. “Мушчыны” – пара офисных молодых людей навеселе (Влад, Алекс) и пара кавказцев (по виду типичные гастарбайтеры, в кожаных куртках и черных вязаных шапках). Все молча неприязненно переглядываются, ожидая кто первым полезет из этой вонючей жестянки на подмогу водителю.
10. Инт. Маршрутка – День
Алекс первым выглядывает наружу, но быстро вваливается внутрь, показывая всем желающим свой новомодный гаджет, презентованный ему этим утром за хорошие показатели продаж. Это — часы, показывающие, помимо прочего, температуру воздуха. На циферблате: – 10С.
Алекс
(говорит вполголоса своему соседу – Владу, крутящему в недоумении свой смартфон)
Почему вдруг стало так холодно? До того, как этот драндулет заглох, шел дождь при пяти градусах тепла.
Назим
(возбужденно)
Да тут всэгда черт те что творится на этом посту – народ из ИКЕА туда-сюда едэт…
(После секундного замешательства, вглядевшись через метель)
А сичас – никого… О, да и поста нэт. Алла(x), где мы? Ну все, давайте на виход. Нэчэго тут ждать.
Алекс
Что вы раскомандовались? Завезли черт знает куда, водить не умеете, а мы теперь должны на морозе из-за вас корячиться? Вызывайте аварийную службу, если сами не можете справиться.
Влад
(смотря на погасший экран смартфона)
Скажите, хоть у кого-то есть прием?
Остальные пассажиры тоже схватились за мобильники, пытаются дозвониться. Но ни на одном телефоне нет сигнала – ни на смартфонах Анны и Алекса, ни на телефонах рабочих. Мужчины хмуро отрицательно кивают.
Влад
(Алексу)
Ну вот видишь – связи нет, как он аварийку вызовет? Надо на пост идти, вот только в этой метели ни зги не видно.
Алекс
Хм, что-то ФСБ-шники на радостях видать с глушилками перестарались. Тут же вокруг…
(в ответ тишина, он осекается и тихо шепчет Владу, имея в виду попутчиков)
Может они по-русски не понимают?
Воцарившуюся неловкую тишину, перебиваемую истошным чиханьем мотора, прерывает единственная в салоне женщина (А н н а), которая тихонько, забившись в уголок и зябко уткнувшись в воротник легкой куртки, спрашивает:
Анна
Как Вы думаете, куда подевались все машины?
Ее вопрос остается без ответа. Маршрутка последний раз вздрагивает, и мотор безнадежно глохнет.
11. НАТ. РЯДОМ С МАРШРУТКОЙ – ДЕНЬ
Поругиваясь и толкаясь в тесном нутре маршрутки, все кроме Анны нехотя вываливаются наружу. Мужчины ежатся от холода посреди бескрайнего заснеженного пространства, прорезанного оврагами. Никакого намека на дома или пост ДПС, да и самого шоссе нет, оно похоже скрылось под неожиданно повалившим густым снегом. Попутных машин тоже не видно.
При заносе маршрутку задом забросило в высоченный, выше человеческого роста, сугроб, и вытолкнуть ее оттуда четверо пассажиров никак не могут. Назим задает ритм, считает. Но им не удается сдвинуть ее ни на йоту.
Назим, отчаявшись, машет рукой, мужчины расходятся по разные стороны от машины.
12. НАТ. Маршрутка – День
Хлопнув дверью на свое место заваливается замерзший в одном свитере водитель. Крутит ручку магнитолы, но даже шипение не раздается из динамиков.
Анна
(неуверенно)
Может мне выйти наружу, тогда легче будет толкать?
Н а з и м
(великодушно, критически окидывая взглядом ее тщедушную, скукожившуюся фигурку)
Да нэт, сиди уж тут, замерзниш тол’ко. Пускай кавалэры твои стараются.
Н а з и м залезает в бардачок, вынимает оттуда пачку сигарет и достает из-под соседнего сиденья замызганный кейс с инструментами. С кряхтеньем вылезает из машины.
13. НАТ. РЯДОМ С МАРШРУТКОЙ – ДЕНЬ
Н а з и м открывает капот, раскладывает инструменты, пальцы с трудом гнутся на морозе. Р а м з а н отдает ему свои перчатки, cам поднимает воротник кожаной куртки и засовывает руки поглубже в карманы.
В чемоданчике полный набор различных отверток, гаечные ключи – все аккуратно разложено по своим местам.
Влад и Алекс, одетые легче других, с шумом отодрав примерзшую дверь, заваливаются внутрь погреться, стуча зубами, все в клубах пара.
14. Инт. Маршрутка – День
Влад
(Анне)
А мы с вами не в одной ли конторе трудимся? Фруттолей – с нами веселей. Это я придумал.
(Дурачится, стараясь приободрить девушку и расположить ее к себе.)
Позвольте представиться – Влад, рыцарь пера, то есть копирайтер, что по сути одно и то же. А это – мой верный оруженосец Алекс.
Анна
(насмешливо)
А я дона Анна из финансового. Я недавно к вам устроилась.
Она на удивление спокойна. Кажется, что эта ситуация ее не то чтобы забавляет, но пожалуй внесла некоторое разнообразие в серые будни.
Влад
Точно! А я-то всю дорогу думал, где же я мог вас видеть – а вы были на презентации нового усовершенствованного бла-бла-бла. Подумайте, какое совпадение! Вы так здорово приложили этих маркетологов из детского питания. Я еще, помню, подумал, какая смелая девушка! Нашу элиту не побоялась опустить. Ну надо же – вот так случайно встретиться.
Анна
(улыбаясь через силу)
Ну, наверное нет ничего случайного в этом мире.
Алекс
Ну да, живем в одном районе, а с этой долбанной работой и подарки купить некогда было. Все делаю в последний момент. А вы?
Девушка утвердительно кивает, она посинела от холода, и у нее зуб на зуб не попадает.
Влад
Ладно, ребята. Что делать-то будем?
Алекс
(неодобрительно поглядывает на стоящих на улице небритых людей в кожаных куртках. Мужчины-кавказцы и водитель курят около маршрутки)
Ишь джентельмены – хоть в машине курить не стали, не иначе как из уважения к даме. Водить не умеет джигит, а все туда же, сейчас еще мотор запалит. Что делать? Выбираться отсюда надо. А то черт его знает, чего теперь ждать от этих детей гор.
Влад
(рассудительно)
И что они нам сделают? Вместе у нас больше шансов, опять же мужики они здоровые, подналяжем еще – может нам и удастся завести эту жестянку. Других машин, как видишь, нет, связь накрылась. Одеты мы все легко.
Его ноги в модных вишневых мокасинах с белыми шнурками, явно для европейской зимы. Под заднее сиденье задвинута большая спортивная сумка, похожая на показанную в эпизоде 4.
Влад
(продолжает)
… а до ближайшего метро километра полтора, а то и побольше будет. Ты бы лучше дал девушке согреться
(кивает на посиневшую до зубовного скрежета коллегу)
У тебя, помнится, коньяк был – подарок начальства ударнику капиталистического труда.
Алекс недовольно шуршит яркими подарочными пакетами и вытаскивает из одного из них, с фирменным логотипом, бутылку армянского коньяка.
Алекс
(недовольно, кивая на cгрудившихся на улице и активно жестикулирующих попутчиков)
Этих звать будем?
Влад
(бодро, потирая руки)
Думаю, предложение выпить армянского коньяка должно сплотить народы, даже если как минимум один из них – азербайджанец. Но сначала – даме, а то бокалов у нас нет.
Оба вопросительно смотрят на Анну, которая вместо того, чтобы ломаться, молча берет у А л е к с а бутылку и залпом делает хороший мужской глоток, потом, немного отдышавшись, еще один, и передает бутылку В л а д у. Тот тоже хорошенько прикладываются и передает ее А л е к с у.
Снаружи слышны гортанные фразы и завывание метели.
Влад
Ладно, хорош. А то ребятам не останется.
Забирает бутылку у Алекса и вылезает наружу брататься.
Мужчины, несмотря на мороз, вежливо, но однозначно отказываются от предложенного алкоголя. Алексей наблюдает эту сцену из-за грязного стекла маршрутки и констатирует, обращаясь к Анне:
А л е к с
Ты подумай только – правоверные мусульмане. Как же нас так угораздило! Ко мне родители с Омска на Новый год приехали. Я их с девушкой своей московской решил познакомить. Она там уже стол накрыла, волнуется.
Алекс привычно хватается за мобильный, ожидая увидеть с десяток пропущенных звонков от невесты, но экран все так же не подает признаков жизни.
Анна слушает излияния А л е к с а, глаза ее лихорадочно блестят. На ее лице появляется нетерпение.
Анна
Алексей, всем надо попасть домой. Но для этого надо что-то делать, вам так не кажется?
Алексей обиженно замолкает и отворачивается, с отвращением протирает стекло бумажным платком и наблюдает за приятелем через кое-как очищенное стекло.
15. НАТ. РЯДОМ С МАРШРУТКОЙ – ДЕНЬ
Влад все еще остается на морозе. Он трясется, но не оставляет попыток наладить контакт. Стреляет у водителя сигарету, неумело прикуривает, тут же с непривычки закашливается. Водитель открывает капот и снова начинает возиться в моторе.
Кавказец помоложе – Аслан,22 года.
Аслан
(тщательно выговаривая слова)
Ты этот район хорошо знаешь?
Влад
(дружелюбно, несколько заискивающе)
Неплохо, я сам из Питера, но тут квартиру снимаю уже несколько лет. А что?
(Протягивает руку, представляется)
Владислав. Можно просто – Влад.
А с л а н
(отвечая на рукопожатие)
Я – Аслан.
(Показывает на рыжеватого верзилу около 45 лет)
Это – Рамзан.
В этот момент Р а м з а н, пятясь задом и cогнувшись, выбирается из маршрутки, у него в руках спортивная сумка, вытащенная из-под заднего сиденья. Он относит ее подальше от машины.
Назим
(бросив на секунду копаться в моторе и обернувшись в говорящим, представляется)
Назим.
Мужчины по очереди здороваются с Владом за руку. Назим предварительно тщательно оттирает руки от машинного масла. Руки у водителя необычно ухоженные, c аккуратно подстриженными ногтями.
16. НАТ. МАРШРУТКА – ДЕНЬ
А н н а
(резко, повысив обычно тихий голос)
Вы ведь слышали, что я сказала? Неужели все еще думаете, что отсидитесь, пока другие будут надрываться?
А л е к с нехотя вылезает из маршрутки, шумно хлопает дверью, подходит к мужчинам.
17. НАТ. РЯДОМ С МАРШРУТКОЙ – ДЕНЬ
Аслан
Метро здесь далеко, куда идти надо? Водитель что-то никак не узнает это место, думает мы с дороги сбились.
В л а д
Да вот прямо мимо этих…
Он оборачивается и вместо высотных домов постройки 1980-х видит бескрайние заснеженные поля и овраги. Озирается, не веря своим глазам и бормочет в недоумении, как бы призывая всех разделить свое изумление.
А л е к с
(недовольно, как будто обвиняя)
Что-то здесь не так – в этом месте должны быть жилые дома, огромный микрорайон – отсюда и до самого метро “Ясенево”. Не понимаю – куда на хрен это все подевалось? Ну как же это так? Ну вот он, тот самый овраг, в котором этот злополучный аквапарк «Трансвааль» стоял.
Но овраг нетронут, как и другие вокруг. Никаких следов жилья.
Метель все не стихает, и у кучки людей, какие бы разные они ни были, возникает единое чувство – полной затерянности среди неосвоенного человеком бескрайнего пространства.
Рамзан снова открывает пассажирскую дверь и извлекает из маршрутки большую клетчатую сумку. Порывшись в ней, достает теплую куртку защитного цвета с биркой Sale, отдает ее водителю, хлопает Н а з и м а по плечу, оправляя на нем заботливо новую куртку, видимо купленную им только сегодня на распродаже в торговом центре. Помедлив, достает из сумки и выдает свитер Владу и плед Алексу.
А с л а н
(уверенно, но обрывисто, обращаясь к Владу)
Надо пойти посмотреть куда мы попали. Рацию могу из твоего телефона сделать.
Влад
(недоуменно)
А смысл? У тебя какой-то план? Может поделишься?
А с л а н
(говорит как приказывает)
Надо разбиться на группы, как минимум одна рация на два человека. Такие телефоны есть у тебя и наверняка у твоего приятеля. Женщине дайте теплые вещи, у кого что есть. Ее телефон надо посмотреть, если смартфон, тоже могу настроить. Переговариваться будем, только если что-то важное заметим или найдем помощь, на таком морозе батарейки быстро садятся.
В л а д
Согласен. На, держи.
Усилием воли В л а д перестает трястись от холода и лезет за телефоном в карман брюк. Негнущимися пальцами вынимает его и бережно протягивает А с л а н у.
Аслан
Давай в машине настрою, а то у меня тоже пальцы задеревенели.
В л а д
(в спину уходящему Аслану)
Задеревенели. Смотри-ка. Ты такие слова знаешь. Хорошо по-русски говоришь. Учился где?
А с л а н
(обернувшись)
В Питере учился в Политехе, на инженера-строителя.
В л а д
А-а. А я в универе, на физфаке. А ты в каком году закончил или учишься еще?
А с л а н
(с притворным безразличием)
Не-е, бросил.
18. НАТ. МАРШРУТКА – ДЕНЬ
Аслан открывает дверь маршрутки, не поднимая глаз на А н н у, протискивается мимо нее в салон, стараясь не задеть. За ним быстро заскакивает окончательно замерзший Влад.
19. НАТ. МАРШРУТКА – ДЕНЬ
В л а д в маршрутке набирает цифры на своем смартфоне, проходят томительные секунды, пока Н а з и м на улице отвечает на сигнал. Влад издает радостный клич.
В л а д
Йе-ху! Мы сделали это.
А с л а н
(сдержан и насмешлив, но явно доволен собой)
Пойдем супермен, мы пока еще ничего не сделали.
Собирается открыть дверь маршрутки и выйти.
В л а д
Мы с тобой? А Алекс? На них есть рация?
А с л а н
Они с Рамзаном пойдут, я ему свой телефон отдам. Женщина пускай с водителем в машине ждет. Скажи ей.
Анна совершенно не реагирует на то, что с ней не общаются напрямую. Ей кто-то отдал широкий теплый шарф, она закуталась в него как в шаль поверх куртки. Обувь ее тоже обмотана какими-то тряпками. Она на удивление спокойна.
20. НАТ. РЯДОМ С МАРШРУТКОЙ – ДЕНЬ
Анна, оказывается, совсем невысокого роста. Влад смотрит на нее сверху вниз. До этого он ей что-то говорил, Анна собранна, ни тени испуга на лице.
А н н а
Переговариваться будем, только если заметим что-то важное или найдем помощь. Мороз. Батарейки быстро садятся. Я верно все поняла?
В л а д долгим взглядом смотрит на девушку, она не отводит глаз и не улыбается.
В л а д
(тихо, обращаясь только к ней)
Не бойся, они такие же люди, как и мы. Им также хочется поскорее выбраться из этой жопы.
А н н а
(так же тихо, кивая в сторону Рамзана)
Я и не боюсь. Но не уверена, что им так уж этого хочется. Ты обрати внимание, что они там покупали – не подарки, а снаряжение как будто для долгого похода. Опасного похода.
В л а д
(настороженно)
Что ты хочешь этим сказать?
21. Нат. Заснеженный пейзаж, изрезанный оврагами – День
А с л а н
Слушайте все. Через два часа встречаемся здесь, рации на морозе больше не протянут. Бутылки с водой, соки – у кого что есть – оставьте в машине. Воду беречь. Если захотите пить по дороге – пожуйте снег.
Алекс изрядно нервничает, оказавшись в одной группе с Рамзаном. Модные ботинки обмотаны какими-то промасленными тряпками, добытыми у Назима. Поверх ветровки на Алексе обернут плед, на нем болтается не снятый ценник.
А л е к с
(с усмешкой)
Ну, ты нас прямо в разведывательную операцию отправляешь. Что, в Чечне научился?
Аслан резко оборачивается, лицо его искажено гневом.
А с л а н
Что, не нравится, что черный командует? Может ты сам тогда свой телефон наладишь, а то всем сделали, а тебе аппарат жалко стало. А сдохнуть тут не жалко будет? Или отсидеться думаешь за чужой спиной?!
А л е к с
Ну ладно тебе, ты чего завелся? Я просто спросил.
В л а д
(встав между ним и Асланом)
Именно на операцию. Так что давайте без дурацких шуток. Аслан дело говорит.
Р а м з а н примиряюще хлопает А л е к с а по плечу, и они с напарником уходят первыми.
А с л а н сплевывает. Молча отходит от машины и выжидающе смотрит на В л а д а, который неуклюже ковыляет за ним по заледеневшим колдобинам.
В л а д
(не без труда поравнявшись с Асланом, как в ни в чем не бывало)
Откуда у тебя все это снаряжение? Ты что – в поход закупался там, в МЕГе?
Пританцовывает на ходу, постукивая ногой об ногу в тщетной надежде согреться.
А с л а н
(уходя от ответа, но мирно)
Подожди, на вот лучше возьми, а то ноги отморозишь
Жестом фокусника Аслан вынимает из своего рюкзака толстовку и теплые ботинки, на вид не меньше чем сорок пятого размера. Придерживает Влада под локоть, помогая переодеться и переобуться и с удовлетворением смотрит на него.
Аслан
Считай, что тебе повезло с напарником. Вот приятель твой так и остался в легких ботинках. Благо еще снег поверх наста нанесло, глубоко не провалишься.
В л а д
(оправляя на ходу куртку)
Ну, ты прям Санта-Клаус! А что – у Рамзана тоже такие есть? А то Алекс, он конечно того… чудаковатый, но ноги ведь на фиг отморозит в туфлях своих. А чего ты мне в машине не дал одеться?
Аслан
(резко, как отрезал)
Чтоб приятель твой лишний раз не выступал. У меня ничего для него нет. Про Рамзана не знаю, он тоже терпеть не может, когда понтуются. И вообще – у вас ведь каждый сам за себя, так?
В л а д
В смысле – у кого у вас?
А с л а н
У вас, у русских.
(пренебрежительно)
Ты ведь этого Алекса едва знаешь? С чего вдруг такая забота?
В л а д
(сдержанно)
Ну, не совсем. Мы с ним довольно хорошо знакомы. Около года уже работаем в одной компании. Да и потом разве это важно сейчас – главное как-то всем вместе выбраться из этой… дыры.
Влад выбирает слова, избегая откровенно бранных, как будто боится, что случайно оброненное слово может спровоцировать взрыв.
Некоторое время они продолжают идти молча.
А с л а н
А почему нам именно к этой усадьбе по-твоему надо идти?
В л а д
Почему-почему. А шут его знает почему, интуиция у меня, она меня редко подводит. Усадьба, как бы это сказать – некая точка отсчета. Вот если найдем ее на своем месте, так и все остальное по полочкам встанет. По крайней мере, хочется так думать. Давай вон туда – к тому леску.
А с л а н
Ты же почти местный. Что за усадьба такая?
В л а д
Что, xочешь краткий исторический экскурс, чтоб идти не так скучно? Мы идем к старой дворянской усадьбе. Я как-то по случаю в одной книжке прочитал, попалась случайно на глаза у… моей бывшей девушки. Так вот: эта усадьба когда-то принадлежала известному дворянскому роду Лопухиных, а после революции семнадцатого года долго лежала в руинах. В девяностыx ее приобрел какой-то крупный банк не то под гостиницу для своих, не то под офис. Она была окружена высоченным таким забором, и туда так просто было не пробраться, но мы с той девчонкой знали одну лазейку. Там летом трава была высокая, душистая, как наверное при Лопухиных еще, и клевером пахло… одуряюще просто.
Флеш-бэк
Влад вспоминает свою погибшую девушку. Перед его внутренним взором яркий летний день, высокое синее небо, глядящая в небо девушка, лежащая на спине в высокой траве, закинув руки за голову. На ее голове венок из белого и красного клевера, она смеется и пытается приподняться, протягивая к кому-то руки. Но парень не помогает ей подняться, а удерживает ее и валится вместе с ней обратно в траву. Черты лица девушки вдруг меняются, и В л а д видит на ее месте А н н у. Потом налетает летняя гроза и становится темно.
22. Нат. Заснеженный пейзаж, изрезанный оврагами – День
А с л а н
Ну и что с ней стало?
В л а д
(отгоняя видение)
С усадьбой? Ну, это мы сейчас и пытаемся выяснить.
А с л а н
Тупым меня считаешь? C девушкой твоей.
В л а д
(после паузы)
Она … умерла. Все, хватит об этом.